Моисси Александр
Моисси (Moissi) Александр (Сандро) (2.4.1880, Триест, - 23.3.1935, Лугано), немецкий актёр. По национальности албанец. С 1898 учился в Венской консерватории (баритон), был статистом, затем актёром "Бургтеатра". С 1904 работал под руководством М. Рейнхардта, в 1905-33 в Немецком театре и "Каммершпиле" (Берлин). Одухотворённость, мягкое изящество пластики актёра, богатство оттенков пленительного голоса помогало ему создавать образы мечтательных, одиноких, легкоранимых людей - Освальд ("Привидения" Ибсена) и др. Разочарование в окружающей его буржуазной действительности, демократические взгляды актёра сказались в стремлении передать трагедию чистых, благородных героев, мучительно страдающих от грубого столкновения с жестокостью и несправедливостью жизни, - Гамлет ("Гамлет" Шекспира), Протасов ("Живой труп" Л. Н. Толстого), Иванов ("Иванов" Чехова). Эмоциональность, близкая творчеству М., героическая тема помогли воплощению образов Ромео ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Маркиз Поза ("Дон Карлос" Шиллера). Актёр широкого диапазона, он в совершенстве владел и трагикомическим гротеском. Среди его лучших ролей были Франц Моор ("Разбойники" Шиллера), Мефистофель ("Фауст" Гёте) и др. Играл также в пьесах Ф. Грильпарцера, А. Шницлера, Г. Гофмансталя, Ф. Ведекинда. Участвовал в организации Зальцбургского фестиваля. После прихода к власти фашистов покинул в 1933 Германию, работал в Австрии, Италии. Гастролировал в СССР (1924, 1925). Высоко ценил достижения русского советского театра, деятельность К. С. Станиславского и МХАТ.
Лит.: Клюев В., Моисси, в сборнике: Труд актёра, в. 4, М., 1959; Вöhm Н., Moissi. Der Mensch und der Künstler in Worten und Bildern, B., 1927.
? И. Я. Новодворская.