Большая советская энциклопедия

Москвин Андрей Николаевич

Москвин Андрей Николаевич [р. 1(14).2.1901, Царское Село, ныне г. Пушкин, - 28.2.1961, Ленинград], советский оператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Один из крупнейших мастеров советской операторской школы. Много работал с режиссёрами Г. М. Козинцевым и Л. З. Траубергом. Первоначально их общие устремления сводились к поискам оригинальной изобразительной формы (фильмы "Чёртово колесо", 1926; "Шинель", 1926, совместно с Е. С. Михайловым). Но уже в картинах "С. В. Д." (1927) и "Новый Вавилон" (1929) М. обращается к принципам живописной трактовки материала. Лучшие достижения М. воплощены в кинотрилогии о Максиме ("Юность Максима", 1935; "Возвращение Максима", 1937; "Выборгская сторона", 1939, совместно с Г. Н. Филатовым), отличающейся композиционной выразительностью кадра, тонко нюансированной световой палитрой, образной передачей атмосферы событий. В фильмах режиссера С. М. Эйзенштейна "Иван Грозный" (1-я и 2-я серии, 1945, 1958, совместно с Э. К. Тиссе) изобразительные принципы М. получают дальнейшее развитие. В цветном эпизоде 2-й серии "Ивана Грозного" положено начало эстетическому освоению цвета в кино. Как драматургический фактор цвет выступает и в др. фильмах М. - "Над Неманом рассвет" (1953), "Овод" (1955), "Дон Кихот" (1957, совместно с А. И. Дудко, И. А. Грицюсом, Э. А. Розовским). Государственная премия СССР (1946, 1948). Награждён 2 орденами.

Р. И. Маланичев.

Смотрите также: