Налбандян Микаэл
Налбандян Микаэл (Налбандов Михаил Лазаревич) [2(14).11.1829, Н. Нахичевань, ныне район Ростова-на-Дону, - 31.3(12.4).1866, г. Камышин], армянский писатель, философ, революционный демократ, утопический социалист. Сын ремесленника-кустаря. В 1855-58 учился на медицинском факультете Московского университета. В 1858-60 сотрудничал в московском арм. журнале "Юсисапайл" ("Северное сияние"). В годы революционной ситуации в России 1859-61 Н. под влиянием пропаганды "Колокола" и "Современника" первым из арм. писателей перешёл на позиции революционного демократизма. В 1860-62 совершил путешествие в Турцию, Индию, страны Зап. Европы. В Константинополе создал вокруг арм. журнала "Мегу" ("Пчела") тайное революционное общество "Партия молодых". В Лондоне сблизился с А. И. Герценом, Н. П. Огаревым, М. А. Бакуниным, а также с Н. А. Серно-Соловьевичем и др., участвовал в обсуждении проекта статьи-воззвания "Что нужно народу?" (программа будущей "Земли и воли"). В памфлете "Две строки" (1861) провозгласил своё политическое кредо - посвятить жизнь делу освобождения народа. В главном публицистическом труде "Земледелие как верный путь" (1862) Н. подверг уничтожающей критике крестьянскую реформу 1861, однако сделал это с позиций общинного социализма. Единственный выход для пореформ. России видел в крестьянской революции. По возвращении в Россию арестован и заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости (июль 1862), судился по "процессу 32-х", в ноябре 1865, больной туберкулёзом, выслан в Камышин.
Н. был энциклопедически образован. Занимался вопросами философии, политэкономии, лингвистики, педагогики. Являлся последователем антропологического материализма Л. Фейербаха и Н. Г. Чернышевского, неутомимым пропагандистом естественных наук. Философия Н. - важный этап в истории арм. общественной мысли. В практической революционной деятельности стремился соединить демократические силы арм. народа в России и за рубежом с рус. освободительным движением.
Н. - зачинатель критического реализма в арм. литературе, автор романов "Одному - слово, другому - невесту" (1858), "Вопрошение мёртвых" (1859, неокончен), "Дневник" (1858-60). В крепости создал антирелигиозную поэму "Похождение праотца" (1864, опубликована 1903). Огромной популярностью пользовалась гражданская лирика Н., проникнутая пафосом борьбы за свободу. Н. заложил основы арм. реалистической критики и эстетики. Его литературные взгляды выражены в работах: "Слово об армянской письменности" (1854-55, опубликовано 1895), "Критика" (1858), "Национальный театр в Константинополе" (1861) и др. Эстетическую теорию строил на принципах антропологического материализма. Боролся за внедрение нового арм. литературного языка (ашхарабар) взамен мёртвого книжного языка (грабар), за что подвергался нападкам со стороны клерикалов и мракобесов. Переводил стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Г. Гейне и др.
Соч. в рус. пер.: Избр. соч., Ер., 1941; Избр. философские и общественно-политические произведения, М., 1954; Стихотворения, М., 1967; Соч., т. 1-2, Ер., 1968-70.
Лит.: Мясникян А. Ф., Избр. произведения, Ер., 1965; Шаумян С., Литературно-критические статьи, 2 изд., М., 1955; Хачатрян А. Б., Мировоззрение М. Л. Налбандяна, "Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина", 1962, ? 171, с. 3-328; Гуланян Х. Г., Микаэл Налбандян, М., 1955; Даронян С., М. Налбандян, М., 1963; его же, М. Налбандян и русские революционные демократы, М., 1967.
? С. К. Даронян.