Надзор
Надзор (юридический), в СССР одна из форм деятельности государственных органов по соблюдению социалистической законности. Прокурорский Н. заключается в осуществлении прокуратурой высшего Н. за точным исполнением законов всеми министерствами, подведомственными им учреждениями, отдельными должностными лицами и гражданами СССР (Конституция СССР, ст. 113). Органы Прокуратуры СССР обязаны своевременно принимать меры к устранению всяких нарушений законов, от кого бы они ни исходили. Генеральный прокурор СССР и система прокуратуры осуществляют свои надзорные функции путём Н. за точным исполнением законов учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий Н.); привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений; Н. за соблюдением законности в деятельности органов дознания и предварительного следствия; Н. за соблюдением законности при рассмотрении судами уголовных и гражданских дел; Н. за законностью исполнения приговоров и Н. за соблюдением законности в местах лишения свободы.
В общем Н. важное место занимает Н. за точным соответствием закону актов, издаваемых министерствами, ведомствами и подчинёнными им учреждениями и предприятиями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов депутатов трудящихся, кооперативными и иными общественными организациями. В отношении противоречащих закону приказов, инструкций, решений, распоряжений, постановлений и иных актов прокурором приносится протест органу, издавшему акт, либо его вышестоящему органу.
Для выполнения функций по Н. прокуроры располагают такими полномочиями и правовыми средствами, как право рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений граждан, проверки исполнения законов на месте (в учреждении, предприятии); они могут требовать представления необходимых документов и сведений, объяснений должностных лиц и граждан по поводу правонарушения, могут вносить в государственные органы и общественные организации представления об устранении нарушений закона и обстоятельств, способствующих нарушениям. В отношении должностных лиц или граждан, нарушивших закон, прокурор, в зависимости от характера нарушения, либо привлекает виновных к уголовной ответственности, либо принимает меры к привлечению нарушителя к административной, дисциплинарной или материальной ответственности. В необходимых случаях прокурор принимает меры к обеспечению возмещения материального ущерба, причинённого нарушением закона.
Судебный Н. - процессуальная деятельность судов по проверке законности и обоснованности приговоров, решений, определений и постановлений, по даче судебным органам руководящих разъяснений по применению законодательства при рассмотрении судебных дел, а также разрешению споров между судами. Осуществляется путём рассмотрения дел: по кассационным жалобам и протестам на приговоры, решения и определения, не вступившие в законную силу (см. также Кассация); по протестам, принесённым в порядке Н. уполномоченными должностными лицами прокуратуры и суда на приговоры, определения и постановления, вступившие в законную силу (так называемый судебный Н. в узком смысле слова); по заключениям прокуроров в связи с вновь открывшимися обстоятельствами по делу.
Один из видов судебного Н. - деятельность суда по разрешению некоторых споров, возникающих в области государственного управления (рассмотрение жалоб на неправильное включение в избирательные списки или неправильное исключение из избирательных списков, на необоснованные наложения штрафов на граждан за административные проступки; иски об отмене или изменении записей в актах гражданского состояния и др.).
Административный Н. - деятельность органов государственного управления по контролю за соблюдением организациями, должностными лицами и гражданами установленных государственной властью правил в целях предупреждения, пресечения и устранения нарушений законности в отдельных областях управления. Осуществляется органами управления отраслевой компетенции (министерства, государственные комитеты и т.д.) либо специально созданными органами (например, различными государственными инспекциями)
? А. П. Сафонов.