Нестеров Михаил Васильевич
Нестеров Михаил Васильевич [19(31).5.1862, Уфа, - 18.10.1942, Москва], советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Родился в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-81 и 1884-1886) у В. Г. Перова, А. К. Саврасова, И. М. Прянишникова, в петербургской АХ (1881-84) у П. П. Чистякова. С 1889 экспонент, с 1896 член Товарищества передвижников. Жил главным образом в Москве (в 1890-1910 - в Киеве). Вначале писал в духе передвижничества жанровые картины ("Знаток", 1884. Третьяковская галерея), исторические композиции ("До государя челобитчики", 1886, собрание Г. Б. Смирнова, Москва), портреты; много работал как иллюстратор. В картинах "Пустынник" (1888-89, Третьяковская галерея), "Видение отроку Варфоломею" (1889-90, там же) интересы Н. перемещаются в область духовно-религиозных и этических проблем, поисков просветлённой и чистой душевной красоты людей, пренебрегших суетой мира; Н. воспринимал их в единстве с одухотворёнными лирическими образами неяркой сев. природы - холодных озёр, перелесков и одиноких деревьев. Тихая созерцательность, умиротворённое настроение, активная эмоциональная роль блёклого, серебристого широко развёрнутого пейзажа внесли новые поэтические ноты в рус. живопись. Боль за народ принимала у Н. форму религиозно-патриархальных иллюзий, которые проявлялись в его живописи всё сильнее; интерес к психологии верующих, к эмоциям просветления и озарения приводил художника к своеобразному драматизму ("Под благовест", 1895, "Великий постриг", 1897-98, "Святая Русь", 1901-06, - в Русском музее, Ленинград; "На Руси", 1916, Третьяковская галерея). Всё явственнее обозначались в живописи Н. черты "модерна" - интерес к образной символике, сближение картины с декоративным панно, блёклость разбелённого цвета, плоскостность композиции. В монументальной живописи (росписи Владимирского собора в Киеве, 1890-95; мозаики церкви Спаса "на крови" в Петербурге, 1894-97; росписи Марфо-Мариинской обители в Москве, 1908-11) эти черты постепенно приобретали характер холодной стилизации, а историко-религиозные темы получали всё более официальную церковную трактовку. Вместе с тем реалистические устремления художника, его интерес к раскрытию душевного строя человека в единении со средой - интерьером и пейзажем - нашли выражение в портретах, великолепных по цельности образного строя, ясности характеристик, мягкости лепки, выразительности силуэтов ("Е. П. Нестерова", 1905. "Философы". 1917, - в Третьяковской галерее; "О. М. Нестерова", 1906, Рус. музей).
В сов. время реалистические начала творчества Н. получили качественно новое развитие. Он работал главным образом как портретист, создав замечательные образы деятелей науки и искусства. Эти портреты, в основном 1930-х гг. (П. Д. и А. Д. Кориных, 1930, А. Н. Северцова, 1934, И. Д. Шадра, 1934, С. С. Юдина, 1935, И. П. Павлова, 1935, Государственная премия СССР, 1941; К. Г. Держинской, 1937, Е. С. Кругликозой, 1938, В. И. Мухиной, 1940, - все в Третьяковской галерее), выдвинули художника в ряд ведущих мастеров живописи социалистического реализма. Их объединяют ощущение богатства духовной жизни, творческого горения, разнообразие остро выявленных характеров и гибкость в выборе средств, наиболее рельефно выражающих психологических склад и настроение человека. Портретам свойственны совершенство картинной формы, гармоничное, чёткое построение композиции, точность живописной характеристики объёма и пространства. Н. продолжал работать и как тонкий мастер лирического пейзажа ("Осень в деревне", 1942. Третьяковская галерея). Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Соч.: Давние дни, [2 изд.], М., 1959; Из писем, Л., 1968.
Лит.: Дурылин С. Н., Нестеров-портретист, М. - Л., 1949; Михайлов А., М. В. Нестеров. Жизнь и творчество, [М.], 1958; Никонова И.) М. В. Нестеров, М., 1962.