Нидерландское искусство
Нидерландское искусство, единая художественная школа, развивавшаяся в средние века на территории Нидерландов исторических вплоть до Нидерландской буржуазной революции 16 века, результатом которой, в частности, было разделение Н. и. на голландскую (см. Нидерланды) и фламандскую (см. Бельгия) художественные школы. С каролингского времени на территории исторических Нидерландов строились церкви-базилики (Онзеливе Врау в Маастрихте, 10-16 вв.), реже центрические капеллы (восходящая к 8 в. капелла дворца Валкхоф в Неймегене, нынешний облик - 11 в.). Романский стиль, складывавшийся под влиянием рейнских областей, Ломбардии и Северной Франции, господствовал в 11 - середине 13 вв.: центрами его были долины рек Мааса (церковь Сен-Бартелеми в Льеже, 11-12 вв.) и Шельды (собор в Турне, начат в 1110; ранние каменные гражданские постройки - городские башни-бефруа в Турне, 12-13 вв., и Генте. 12-14 вв., см. илл.; замок графов Фландрских в Генте, 1180-1200); в 13 в. архитектурными центрами стали также Брабант, приморская Фландрия. Украшение храмов (по французским образцам) характеризуется символичностью содержания, условностью формы (фрески собора в Турне, около 1175; капители церквей в Маастрихте, рубеж 12-13 вв.). Значительны миниатюры школы Маастрихта ("Библия из Ставло", 1093-97, Британский музей, Лондон), бронзовое литьё школы долины Мааса (купель церкви Сен-Бартелеми в Льеже, 1107-18, мастер Ренье из Юи), ювелирное дело (реликварии собора в Турне: 1205, мастер Николай из Вердена; 1247). В 13-15 вв. выросли города вокруг замков и рыночных площадей с домами гильдий и цехов, городских башней и ратушей; преобладала радиально-кольцевая планировка. Строились городские стены с мощными башнями и воротами, укрепленные мосты, деревянные, фахверковые и каменные узкие дома в 3 этажа с фронтонами. Сложный архитектурный облик храмов в долинах Мааса (Нотр-Дам в Динане, 1227-79) и Шельды (хор собора в Турне, 1243-55) вызван соединением черт романского стиля и готики. В Северных Нидерландах с их болотистой почвой и недостатком камня получила развитие кирпичная готика, были разработаны облегчённые покрытия, в том числе деревянные своды (Синт-Якобскерк в Гааге, 14-16 вв.). В 14 - 1-й трети 16 вв. на С. строятся зальные церкви, в Брабанте расцветает поздняя, "пламенеющая" готика, для которой характерны строгое подчинение пышного декора монументальным формам, контраст горизонтальных и вертикальных объёмов (соборы в Брюсселе, Мехелене, Антверпене, постройки семей архитекторов Келдерманс и де Вагемакере в Лёвене, Алкмаре, Генте, Мехелене, Мидделбурге и др.). Светские здания нидерландской поздней готики - ратуши (в Брюгге, Брюсселе, Генте, см. илл.; Лёвене и др.), суконные ряды (в Брюгге, Лёвене, Мехелене, Генте, см. илл.), цеховые здания - отличаются торжественной представительностью, порой фантастическим богатством скульптурного декора и вместе с тем практичностью, простором обширных залов. Готическая скульптура ("Богоматерь" в церкви Сен-Жан в Льеже, 13 в.) и живопись - монументальная ("Распятие" в церкви Синт-Питерскерк в Утрехте, около 1300) и станковая (работавшие в Бургундии или связанные с ней мастера Ж. Малуэль, А. Бельшоз, М. Брудерлам), а особенно франко-фламандская миниатюра - всё более обогащаются впечатлениями реальной жизни. Нидерландские скульпторы бургундского круга (К. Слютер, К. де Верве, А. Боневё) и миниатюристы (Жакмар из Хёсдена, братья Лимбург) на рубеже 14-15 вв. обращались к опыту итальянского искусства и непосредственно к реальной действительности, подготовляя почву для раннего Возрождения в Северной Европе.
Школа живописи нидерландского Возрождения 15 в. (алтарные картины, портреты, миниатюра), новаторски переосмыслявшая духовные и художественные традиции средневековой культуры, являлась важнейшей среди североевропейских школ; она в целом отмечена острым интересом к человеку и природе, пантеистически-радостным восприятием мира, пытливым исследованием пространства, света, структуры и поверхности предметов, пристальным вниманием к индивидуальности человека, к драгоценности и неповторимости каждой детали, каждого явления, слитых со всем гармоничным и одухотворённым миром, таящих в себе глубокий символический смысл. Бюргерски-бытовые и драматические стороны действительности впервые ярко раскрылись в работах Р. Кампена; полнее эстетика изображения реального мира выявилась в сияющих глубиной и красотой цвета ювелирно-тонких картинах Я. ван Эйка, крупнейшего мастера школы, создателя сложных многогранных образов и замечательных портретов. Отдельные завоевания живописи нидерландского Возрождения получили разработку у П. Кристуса, Д. Баутса, Гертгена тот Синт-Янса. В середине 15 в. Рогир ван дер Вейден открыл для Н. и. глубокие духовно-психологические аспекты личности, возможности заострённой её трактовки, а Х. ван дер Гус придал драматическую напряжённость эмоциональному строю образов, усилил их демократизм и смелую правдивость. Более идеализированный, лирический характер присущ живописи Х. Мемлинга и Г. Давида На рубеже 15-16 вв. Х. Босх в своих символико-аллегорических и сатирико-морализирующих картинах обращался к наследию народной средневековой культуры и подготовил новую живописную трактовку жанровых и пейзажных мотивов. В 15 в. появилась гравюра на дереве, развивалась деревянная скульптура (Я. Борман, А. ван Весел).
В 16 в. из Италии и Франции в архитектуру Нидерландов проникают классические принципы Возрождения, архитекторы получают профессиональное образование, пишут теоретические сочинения. В светских постройках создаётся новый, весьма живописный стиль, где готическая традиционная структура соединяется с обилием ренессансных архитектурных мотивов (ратуша в Антверпене, 1561-65, архитектор К. Флорис; дом "де Залм" в Мехелене, 1530-34): формируются импозантные ансамбли однотипных зданий (площади Гранд-плас в Брюсселе, см. илл.; Гроте-маркт в Антверпене, см. илл.), парадное убранство интерьеров (камин во Дворце юстиции в Брюгге, 1528-31, архитектор Л. Блондел). На С. складывается традиция кирпичной кладки с отдельными белокаменными классическими деталями (здание городских весов в Алкмаре, 1582-99; см. илл.). Под влиянием гуманистических идей теряет ведущее значение религиозная картина, воплощавшая цельное представление о мироздании, развиваются светские жанры, прежде всего портрет (А. Мор, Ф. Паурбюс), появляются групповой портрет (Я. ван Скорел, Д. Якобе, Д. Барендс), пейзаж (И. Патинир, Х. мет де Блес), бытовой жанр: в живописи и графике его развивали К. Массейс и Лука Лейденский - разносторонние художники, стремившиеся соединить национальную традицию с уроками итальянского Возрождения и конкретным наблюдением жизни. Эклектическому течению - "романизму", прямо подражавшему итальянскому искусству (Я. Госсарт, Б. ван Орлей, Ф. Флорис), противостояли демократические мастера, широко отразившие народную жизнь, противоречия предреволюционной и революционной эпох, - Я. ван Амстел, Питер Артсен, И. Бёккелар и особенно П. Брейгель, стремившийся возродить синтетическую полноту картины мира в жанровых картинах и пейзажах, создавший широчайшие панорамы жизни и глубокие символы трагедии современного ему человечества. Мастера декоративной скульптуры К. Флорис и Ж. Дюбрёк вдохновлялись итальянским искусством; в 15-16 вв. процветали производство шпалер, ювелирное дело, вышивка, с конца 16 в. складывалось знаменитое кружевоплетение.
Лит.: Мандер К. ван, Книга о художниках, [пер. с голл.], М. - Л., 1940; Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 1, М., 1960, т. 3, М., 1962; Всеобщая история архитектуры, т. 3, М., 1966, т. 4, М., 1966; Гершензон-Чегодаева Н. М., Возрождение в нидерландском искусстве, в сборнике: Ренессанс. Барокко. Классицизм, [сб. ст.], М., 1966; Бенеш О., Искусство Северного Возрождения, пер. с англ., М., 1973; Panofsky Е., Early Netherlandish painting. Its origin and character, v. 1-2, Camb. (Mass.), 1953.
? А. Д. Сарабьянов.