Нитхардт Матис
Нитхардт, Нитхарт (Nithardt, Nithart), или Нейтхардт, Нейтхарт (Neithardt, Neithart), около 1505 назван Готхардт, Готхарт (Gothardt, Gothart), Матис (около 1470-75, Вюрцбург, Бавария, - 31.8.1528, Галле, Саксония-Анхальт), немецкий живописец эпохи Возрождения. С 17 в. ошибочно назывался Грюневальд (Grünewald). Работал в Ашаффенбурге (Бавария), Франкфурте-на-Майне и Майнце (Гессен). В 1508-25 (или 1526) придворный живописец, художественный советник, архитектор и специалист-гидротехник майнцских архиепископов и курфюрстов. В 1525-26 подвергался преследованиям за сочувствие Крестьянской войне 1524-26 и возможное участие в ней на стороне восставших. Творчество Н. тесно связано с идеологией народных низов и мистическими ересями позднего средневековья, которые в канун Реформации в Германии наполнялись антифеодальным бунтарским содержанием. Исполненные страдания и боли образы Христа и подчёркнуто простонародные изображения святых проникнуты духом протеста. Соответствие творчества Н. трагической эмоциональной атмосфере эпохи, его революционизирующее воздействие достигались взволнованным и экспрессивным языком позднеготического искусства, развитого и обогащенного мастером применительно к новым, усложнившимся условиям времени. В центральных произведениях Н. - 9 частях Изенхеймского алтаря (1512-15, Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция) - полные спиритуализма, трагические напряжения и безысходного отчаяния сцены страстей христовых ("Распятие") сменяются картинами, пронизанными экстатической радостью и ликованием жизни, пантеистическим восприятием природы ("Рождество"). Откровенно мистический образ Христа, как бы растворяющегося во вспышке яркого света ("Воскресение"), уступает место образам внутренне просветлённым, гармоничным, проникнутым гуманистическим началом ("Св. Себастьян"). Использование динамичной готической линии, мощных аккордов цвета на тёмном фоне в одних частях алтаря и нежных цветовых переходов, мягкой, почти акварельной техники - в других, достигнутое цветом впечатление прорыва в бесконечную глубину пространства открыли новые возможности живописи. В последующих работах Н. сказывается воздействие искусства итальянского Ренессанса, выразившееся в большей ясности и монументальности форм ("Штуппахская мадонна", 1517-19, приходская церковь, Штуппах; "Встреча св. Эразма и Маврикия", около 1518, Старая пинакотека, Мюнхен). В поздних произведениях Н. вновь обратился к теме страстей христовых и к языку позднеготической живописи ("Таубербишофсхеймский алтарь", 1523-24, Кунстхалле, Карлсруэ; "Оплакивание Христа", 1524-25, приходская церковь, Ашаффенбург). Сохранилось небольшое число рисунков Н., служивших большей частью подготовительными штудиями ("Кающаяся Магдалина", рисунок чёрным мелом, Собрание О. Рейнхарта, Винтертур). Они отличаются живописностью светотеневой моделировки, мягкостью исполнения, иногда предельной детализацией, иногда непринуждённой эскизностью.
Лит.: Немилов А. Н., Грюневальд, М., 1972; Schmid Н.А., Die Gemälde und Zeichnungen von Matthias Grünewald, Bd 1-2, Strassburg, 1907-11; Zülch W. К., Grünewald. Der historische Grünewald..., Münch., 1938; Vogt A. M., Grünewald. Meister gegenklassischer Malerei, Z. - Stuttg., 1957; Scheja G., Der Isenheimer Altar des Mathias Grünewald, Köln, 1969; Ruhmer E., Grünewald. Zeichnungen, Koln, 1971.
? В. Д. Синюков.