Ануй Жан
Ануй, Ануйль (Anouilh) Жан (р. 23.6.1910, Бордо), французский драматург. Имеет незаконченное юридическое образование. Первые драмы А. ("Горностай", 1934; "Путешественник без багажа", 1937; "Дикарка", 1938) построены на моральном конфликте благородного героя с ложью и жестокостью, носят камерный характер. Позднее А. объединил их в цикл "чёрные пьесы". В "новые чёрные пьесы" (1946) включены трагедии на библейский ("Иезавель"), а также на шекспировский ("Ромео и Джульетта") и античные ("Медея", "Антигона") сюжеты. Герои А. во имя этического принципа отвергают компромисс и гибнут ("Антигона", пост. 1943, изд. 1944); эта идея в пьесах 40-х гг. носит характер безнадёжности и выражена в духе экзистенциализма. К "чёрным пьесам" примыкает цикл "костюмированные пьесы" (1960): исторические драмы "Жаворонок" (1953), где народная героиня - Жанна д'Арк утверждает своё человеческое достоинство, спасая от порабощения народ Франции; "Беккет, или Честь божья" (1959). Иронически-лирические комедии А. объединены в циклы "розовые пьесы" (194?, "Ужин в Санлисе", "Леокадия" и др.) и "блестящие пьесы" ("Сесиль, или Урок отцам", 1951, и др.), герои которых находят счастье, отгораживаясь от мира страдания и жестокости, хотя условная театральность комедий подчёркивает иллюзорность этого счастья. Сатирические комедии А. объединены в цикл "колючие пьесы" (1956): "Орнифль, или Сквозной ветер"; "Бедняга Битос...", где тенденциозно пародируется образ Робеспьера и проводится мысль, что любое насилие является злом. Разнообразие и новизна сюжетов, непринуждённость диалога, действенность и эмоциональность, юмор - всё это определяет яркую театральность пьес А.
Соч.: Théâtre complet, [t. 1-6], P., 1962; La foire d'empoigne, P., 1961; в рус. пер. - Пьесы, т. 1-2, [Послесл. Л. Зониной], М., 1969.
Лит.: Зонина Л., Жан Ануйль, в кн.: Современная зарубежная драма, М., 1962; История французской литературы, т. 4, М., 1963; Luppé R. de, Jean Anouilh, P., [1959]; Borgal C., Anouilh, la peine de vivre, [P.], 1966 (имеется библ.).