Опека международная
Опека международная, международная система управления некоторыми из несамоуправляющихся территорий, которая была создана после 2-й мировой войны 1939-45 в соответствии с Уставом ООН. Система О. м. распространялась на территории, включенные в неё на основе соглашений об опеке, в том числе территории, ранее управлявшиеся по мандату Лиги Наций, территории, отторгнутые от государств гитлеровской коалиции в результате 2-й мировой войны, а также территории, добровольно включенные в систему О. м. государствами, ответственными за их управление. Вопрос о том, какие конкретно территории будут включены в систему О. м. и на каких условиях, должен был явиться предметом последующих соглашений. Предусматривалось, что условия опеки для каждой территории будут определяться соглашениями заинтересованных государств (включая страны-мандатарии, если территория находилась под мандатом одного из членов ООН) и утверждаться либо Генеральной Ассамблеей, либо, если территория признавалась стратегически важной, Советом Безопасности.
Власть в подопечных территориях осуществляется от имени и под руководством ООН. Согласно Уставу ООН, все функции ООН по опеке над районами, признанными стратегическими, выполняются Советом Безопасности (ст. 83), а над другими районами - Генеральной Ассамблеей ООН (п. 1, ст. 85). Специальный орган ООН - Совет по опеке действует под руководством Генеральной Ассамблеи и помогает ей выполнять эти функции. Совет Безопасности также может пользоваться помощью Совета по опеке. По инициативе СССР в Устав ООН было включено положение о периодических посещениях территорий под опекой с целью инспекции, т. е. ООН были предоставлены права, которых не имела Лига Наций в отношении мандатных территорий.
В 1946-50 О. м. была установлена над Танганьикой, Британским Камеруном и Британским Того (опекун - Великобритания), Французским Камеруном и Того (Франция), Руанда-Урунди (Бельгия), Новой Гвинеей (Австралия), Западным Самоа; Тихоокеанскими островами - Маршалловыми, Марианскими и Каролинскими (США), о. Науру (Великобритания, Австралия и Новая Зеландия), Сомали (Италия).
Основные положения Устава ООН, касающиеся системы О. м., не были реализованы на практике. В нарушение Устава условия опеки нередко представляли собой односторонние декларации опекающих государств, содержавшие положения, позволявшие этим государствам управлять подопечными территориями как составной частью своих собственных территорий и создавать на этих территориях военные базы. Некоторые колониальные державы (Великобритания, Франция, Бельгия и Австралия) в нарушение Устава ООН объединили находившиеся под их опекой территории со своими колониями в т. н. "административные союзы", тем самым поставив подопечные территории в одинаковое положение с несамоуправляющимися. Правовое положение подопечных территорий мало отличалось от правового положения прежних подмандатных территорий; подавляющее большинство населения подопечных территорий было лишено всяких политических прав; управляющие власти не принимали по существу никаких мер в области социального прогресса.
В результате мощного развития национально-освободительного движения подавляющее большинство подопечных территории добилось независимости. На 1 января 1974 под опекой находились лишь Папуа - Новая Гвинея (опекун - Австралия) и Тихоокеанские острова (США). Не решена проблема Намибии (Юго-Западной Африки) в связи с отказом правительства ЮАР выполнить решение ООН о прекращении действия мандата и предоставлении этой стране независимости.
Советский Союз и др. социалистические страны на протяжении всей истории ООН ведут последовательную борьбу за полную ликвидацию колониализма во всех его формах и проявлениях. С принятием в 1960 Декларации ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам система О. м. по существу утратила значение.