Охлопков Николай Павлович
Охлопков Николай Павлович [2(15).5.1900, Иркутск,- 8.1.1967, Москва], советский режиссёр, народный артист СССР (1948). Член КПСС с 1952. В 1918 начал выступать как актёр. В 1921 поставил на городской площади Иркутска "Массовое действо" в честь 1-го Мая, в 1922 в иркутском Молодом театре - "Мистерию-Буфф" Маяковского. С 1923 актёр Театра им. Мейерхольда, одновременно учился в Государственных театральных мастерских под руководством. В. Э. Мейерхольда. В 1930-37 возглавлял Реалистический театр, в 1938-43 режиссёр и актёр Театра им. Вахтангова, в 1943-66 главный режиссёр Московского театра драмы (с 1954 - Московского театра им. Маяковского). Режиссёр тяготел к спектаклям героико-патетической направленности, яркой публицистичности, подчёркнутой театральности, ему были особенно близки трагические конфликты, отражающие духовную силу человеческой личности. Большое значение О. придавал синтетической выразительности театрального искусства. Лучшие спектакли: "Мать" по Горькому, "Железный поток" по Серафимовичу (оба в 1933), "Аристократы" Погодина (1935) - в Реалистическом театре; "Фельдмаршал Кутузов" Соловьева (1940), "Сирано де Бержерак" Ростана (1942) - в Театре имени Вахтангова; "Молодая Гвардия" по Фадееву (1947), "Гамлет" Шекспира (1954), "Гостиница "Астория"" Штейна (1956), "Иркутская история" Арбузова (1960), "Медея" Еврипида (1961) - в Театре им. Маяковского. Поставил в Большом театре оперы "Мать" Хренникова и "Декабристы" Шапорина. В 20-е гг. начал работать в кино, выступал как режиссёр и актёр. Наиболее значительные роли в кино - Василий Буслаев ("Александр Невский"), Василий ("Ленин в Октябре", "Ленин в 1918 году"), комиссар Воробьев ("Повесть о настоящем человеке"), Батманов ("Далеко от Москвы") и др. Преподавал в ГИТИСе (профессор). Государственные премии СССР (1941, 1947, 1949 - дважды; 1951 - дважды). Награжден орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.
Лит.: Бейлин А., Народный артист СССР Н. П. Охлопков, М., 1953; Юзовский Ю., Зачем люди ходят в театр, М., 1964; Штейн А., Повесть о том, как возникают сюжеты, "Знамя", 1964, ? 8.