Палийская литература
Палийская литература, сочинения разных жанров на языке пали, возникшие в начале н. э. в Индии и на острове Шри-Ланка, а затем, по мере распространения буддизма, в Бирме, Таи, Лаосе, Камбодже. П. л. в целом является буддийской. Её ядро составляет буддийский канон - "Типитака". Существуют др. версии канона (санскриптический, пракритический, тибетский, китайский и т.д.), но палийская, связанная с сектой тхеравадинов, является наиболее полной и образует огромную по объёму и разнообразию жанров и тем литературу. В него входят разделы: "Виная-питака", "Абхидхамма-питака" и "Сутта-питака". "Виная-питака" - правила поведения буддиста, организация ранней буддийской общины; "Абхидхамма-питака" - изложение основ буддийского учения дхаммы; "Сутта-питака" принадлежит к наиболее замечательным частям канона по широте содержания, разнообразию жанров и стилей, высоким художественным достоинствам. "Сутта-питака" состоит из пяти основных частей - "Дигха-никая", "Маджджхима-никая", "Самъютта-никая", "Ангуттара-никая", "Кхуддака-никая". Из отдельных произведений этого собрания выделяются "Дхаммапада" - высокохудожественный сборник стихотворных изречений, "Сутта-нипата" - одна из старейших частей канона (изложение мыслей Будды о "пути к спасению"), "Джатаки" (около 550 рассказов-легенд, главным образом фольклорного происхождения о перевоплощениях Будды), сборники древней, буддийски окрашенной лирики "Тхера-гатха" и "Тхери-гатха", "Махапариниббанасутта" (рассказывающая о последних днях и смерти Будды), "Дхаммачаккаппават-танасутта"(содержащая знаменитую Бенаресскую проповедь Будды) и т.д. К канону тесно примыкает "Паритта" - антология текстов, используемых при заклинаниях и магических действиях. Из неканонической литературы выделяются шедевр мировой философской литературы "Милиндапаньха" (не ранее конца 2 в.), исторические хроники - "Дипаванса", "Махаванса" и "Чулаванса", излагающие события истории острова Шри-Ланка. С 5 в. начинается период расцвета П. л. на острове Шри-Ланка, связанный с появлением огромной комментаторской литературы. Среди комментаторов канона выделяется Буддхагхоша; его знаменитая работа "Висуддхимагга" ("Путь к очищению") - компендиум буддийской догматики и философии. Известностью пользовались также Буддхадатта (автор пяти руководств к канону) и Дхаммапала. В 12 в. начался новый период в истории П. л.: "Джиначарита" (поэма о Будде), труды по грамматике, лексике и просодии Каччаяны и Моггаланы, вторичная комментаторская литература и т.п. В Бирме и странах Индокитая П. л. начала развиваться позже и в значительной степени в зависимости от соответствующих сочинений, созданных на острове Шри-Ланка. Как одна из великих литератур прошлого, П. л. изучается в Европе, США, Индии, на острове Шри-Ланка, в Индокитае и Японии.
Лит.: Минаев И. П., Очерк фонетики и морфологии языка пали, СПБ, 1872; Елизаренкова Т. Я., Топоров В. Н., Язык пали, М., 1965 (лит.): Bode М. Н., The Pali literature of Burma, L., 1905; Malalasekera G. P., Pali literature of Ceylon, L., 1928; Law B. Ch., A history of Pali literature, v. 1-2, L., 1933; Санкритьяян Р., Пали сахитья ка итихас, Лакхнау, 1963; Warder А. К., Pali Metre, L., 1967.
? Т. Я. Елизаренкова.