Большая советская энциклопедия

Пазолини Пьер Паоло

Пазолини (Pasolini) Пьер Паоло (родился 5.3.1922, Болонья), итальянский писатель, сценарист, кинорежиссёр. Родился в семье военного. Окончил литературный факультет Болонского университета. Выступил в литературе сначала как поэт. Цикл стихов "Прах Грамши" (1957) отразил гражданственный дух П., усмотревшего в жизни рабочих римских окраин надежду на лучшее будущее. В сборнике "Поэзия в форме розы" (1964) проявилось чувство моральной ответственности поэта за судьбы человека. Поэзия П. открыто публицистична. Ранняя проза П.- романы из жизни римского люмпен-пролетариата, деклассированных элементов буржуазного общества ("Лихие парни", 1955, "Жестокая жизнь", 1959) - проникнута бурным социальным протестом, но натуралистична, перегружена жаргонными словами. В конце 60-х гг. в творчестве П., активно участвующего в деятельности прогрессивного лагеря итальянской культуры, нарастают противоречия: ненависть к буржуазному "обществу потребления", к приспособленческой идеологии сочетается с мотивами разочарования, бесперспективности (роман "Теорема", 1968). П. автор работ в области языка, стилистики, литературоведения. В сборнике публицистических статей "Еретический эмпиризм" (1972) наряду с марксистскими положениями присутствуют и левацкие, экстремистские тенденции.

В середине 50-х гг. П. выступает как сценарист, в 60-е гг. как режиссёр. Поставил фильмы "Нищий" ("Аккаттоне", 1961), "Мама Рома" (1962), создал киноновеллу "Овечий сыр" (в фильме "Рогопаг", 1963). Персонажи фильмов П. сродни героям его романов. Фильм "Евангелие от Матфея" (1964) - попытка осовременить Евангелие. Христос представлен в картине как бунтарь, обличитель угнетателей. Фильм-притча "Птицы большие и малые" (1966) наиболее ясно отразил глубокие противоречия творчества П., его стремление к отказу от всякой идеологии. Последующие картины: "Царь Эдип" (1967), "Теорема" (1968), "Медея" (1969), "Свинарник" (1969), "Декамерон" (1971), "Кентерберийские рассказы" (1972). П. по-своему яростно осуждает жестокость и бездуховность буржуазного общества, однако на первый план в его фильмах отчётливо выдвигаются грубый натурализм и эротика.

Соч. в рус. пер.: Нищий (Аккаттоне), в сборнике: Сценарии итальянского кино, М., 1967; в сборнике: Итальянская лирика. XX век, М., 1968: в сборнике: Итальянская новелла XX века, М., 1969.

Лит.: Юткевич С., Париж - Канн, 66, "Искусство кино", 1966, ? 9; Ferretti G. C., Letteratura e ideologia. Roma, 1964; Asor Rosa A., Scrittori e popolo, Roma, 1965; "Cinema", 1971, ? 65 (номер посвящен Пазолини).
Г. Д. Богемский, 3. М. Потапова.

Смотрите также: