Первичные и вторичные качества
Первичные и вторичные качества, гносеологические понятия механистического материализма, введённые английским учёным Р. Бойлем и получившие широкую известность после "Опыта о человеческом разуме" (1690) Дж. Локка (самые термины встречаются в средневековой схоластике, например у Альберта Великого).Понимая под первичными качествами объективные свойства материальных тел, Локк относил к ним протяжённость, величину, фигуру, сцепление, положение, количественные характеристики вообще, механическое движение, покой, длительность (см. Д. Локк, Избранные философские произведения, т. 1, М., 1960, с. 155). Вторичные качества, по Локку,- это субъективные ощущения, не совпадающие со свойствами внешних объектов самих по себе; к ним относятся цвет, звук, вкус, запах и т. д.
Различение качеств по степени их объективности встречается ещё у Демокрита, который разграничивал субъективное знание "по мнению", то есть существующее в форме ощущений, и знание "по истине", то есть умопостигаемое знание свойств атомов. Учение о П. и в. к., выдвинутое философами 17-18 вв., было непосредственно связано с атомистическим и механистическим миропониманием. Г. Галилей относил к достоверно существующим качествам лишь те, которые выразимы геометрически. Т. Гоббс выделял в качестве первичных качеств только пространственно-временные - протяжённость и движение. Галилей, Р. Декарт, П. Гассенди и Гоббс полагали, что первичные качества открываются в вещах лишь человеческим разумом, в то время как Локк считал, что "идеи" первичных качеств доставляются непосредственно ощущениями. Незначительно отличаясь друг от друга, эти теории П. и в. к. характеризуются такими общими механистическими принципами, как абстрагирование от качественной разнородности материи, выделение как объективных лишь измеримых, механических свойств внешних объектов.
Неспособность философии 17-18 вв. решить поставленную Локком проблему объективного содержания ощущений открывала возможность для субъективистских интерпретаций П. и в. к. Так, Дж. Беркли по существу отверг деление качеств на первичные и вторичные и объявил их все чисто субъективными. Истолковывая концепцию П. и в. к. с позиций агностицизма, Д. Юм и И. Кант отрицали сходство ощущений со свойствами внешних объектов и перенесли субъективистское понимание вторичных качеств на первичные. В конце 19-20 вв. эти идеалистические взгляды явились предпосылкой теории познания эмпириокритицизма, неореализма и неопозитивизма. Отрицание объективного содержания вторичных качеств при одновременном признании объективности первичных было характерно для некоторых метафизически мыслящих материалистов, склонных к пониманию вторичных качеств как условных символов. Диалектический материализм отвергает деление свойств вещей на П. и в. к., рассматривая всякое ощущение как субъективный образ объективной реальности, отражающий свойства вещей, но не тождественный им.
Л. А. Ляховецкий.