Петербургская школа в языкознании
Петербургская школа в языкознании, группа учеников И. А. Бодуэна де Куртенэ по Петербургскому университету, развивавшая его общелингвистические взгляды 1900-х гг. "Старшее" поколение П. ш. в я. представляет Л. В. Щерба, в работах которого отразились прежде всего общефонетические и фонологические воззрения Бодуэна де Куртенэ. Другие, более молодые ученики Бодуэна, входившие в П. ш. в я.,- Е. Д. Поливанов, Л. П. Якубинский, Б. В. Томашевский. Близки этой школе некоторыми своими взглядами были также К. Буга, М. Фасмер. В конце 10 - начале 20-х гг. к П. ш. в я. тяготели С. И. Бернштейн, В. В. Виноградов, Н. В. Юшманов. Основные положения, объединявшие П. ш. в я.,- понимание языка как формы коллективного мышления, как языковой деятельности; внимание к социальным факторам языковой эволюции; последовательное различение сознательного и бессознательного в языковом мышлении и интерес к "чутью языка"; оригинальное понимание соотношения исторического и описательного языкознания; разработка идеи языковых уровней.
Лит.: Леонтьев А. А., И. А. Бодуэн де Куртенэ и Петербургская школа русской лингвистики, "Вопросы языкознания", 1961, ? 4.
А. А. Леонтьев.