Пико делла Мирандола Джованни
Пико делла Мирандола (Pico della Mirandola) Джованни (24.2.1463, Мирандола, близ Модены, - 17.11.1494, около Флоренции), итальянский мыслитель эпохи Возрождения. Учился в университетах Болоньи, Феррары, Падуи, где освоил схоластическую традицию аристотелизма и аверроизма, вместе с тем воспринял культуру филологического гуманизма. Изучил древнееврейский и арабский языки, штудировал в оригинале Ветхий завет и Коран, увлекался каббалой и "натуральной магией". В 1486 обнародовал "900 тезисов", взятых из всех известных ему философских и религиозных учений, отчасти сформулированных самостоятельно, и вызвался защитить их в Риме перед учёными христианского мира (введением к ним явилась "Речь о достоинстве человека" - одно из самых знаменитых свидетельств ренессансного мировосприятия). Папская курия осудила 13 тезисов, а после возражений П. в "Апологии" (1487) и "Тезисы" в целом; П. подвергался аресту. С 1488 поселился во Флоренции, вошёл в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников во главе с М. Фичино (Академия платоновская); написал комментарий к "Канцоне о любви" Дж. Бенивьени, трактаты "Гептаплус" (1490), "О Бытии и Едином" (1496). В последние годы жизни испытал воздействие Савонаролы, в нём углубились религиозно-мистические настроения.
П. не завершил большинства замыслов и не привёл в систему крайне разнородные философские мотивы, его вдохновлявшие. Он стремился к всеобщему "примирению философов", исходя из того, что все религии и философские школы являются частным выявлением единой истины и могут быть примирены в универсально понятом христианстве. Другая центральная идея П.- особое положение ("достоинство") человека в мироздании в силу того, что он причастен всему земному и небесному, от низшего до наивысшего; в сочетании со свободой выбора это даёт человеку космическую незакреплённость, творческую способность самоопределения, уподобляющую его богу.
Пантеистические тенденции П. сближают его с Фичино и Николаем Кузанским. В сочинении "Против предсказующей астрологии" (1495) П. отверг астральный детерминизм в пользу свободы человеческой воли; трактат этот оказал значительное влияние на последующую натурфилософию.
Соч.: Opera omnia, Basilea, 1601; De hominis dignitate. Heptaplus. De Ente et Uno. A cura di E. Garin, Firenze, 1942; Disputationes adversus astrologiam divinatricem, a cura di E. Garin, v. 1-2, Firenze, 1946-52; рус. пер.- в кн.: История эстетики, т. 1, М., 1962, с. 506-14.
Лит.: Бparина Л. М., Этические взгляды Д. Пико делла Мирандола, в сборнике: Средние века, в. 28, М., 1965; Monnerjahn E., G. Pico della Mirandola..., Wiesbaden, 1960; Garin E., G. Pico della Mirandola, Parma, 1963; L'Opera e il pensiero di G. Pico della Mirandola nella storia dell'Umanesimo, v. I-2, Modena, 1965; DiNapoIi G., G. Pico della Mirandola e la problematica dottrinale del suo tempo, Roma, 1965 (есть лит.); Trinkaus Ch., In our Image and Likeness. Humanity and Divinity in Italian humanist thought, v. I-2, Chi.- L., 1970.
Л. М. Баткин, Н. В. Кострелев.