Пискатор Эрвин
Пискатор (Piscator) Эрвин (17.12. 1893, Ульм,- 30.3.1966, Штарнберг, Бавария), немецкий режиссёр. В 1919 вступил в Коммунистическую партию Германии. В 1914 был практикантом Мюнхенского придворного театра. В 1919 организовал в Кенигсберге театр "Трибунал", в 1920-1921 - в Берлине "Пролетарский театр", поставил в нём написанную совместно с труппой пьесу "День России" (1920), призывавшую к поддержке Советской России. В 1923-24 руководил Центральным театром, где поставил "Мещан" Горького, "Настанет время" Роллана (обе в 1923); по заданию Коммунистической партии создал политические обозрения "Ревю Ротер Руммель" (1924) и "Несмотря ни на что" (1925). В 1924-27 режиссёр театра "Фольксбюне", осуществил постановки "На дне" Горького (1927) и пьес прогрессивных немецких драматургов: "Кто плачет о Юкенаке" Рефиша (1925), "Пьяный корабль" Цеха (1926), "Буря над Готландом" Велька (1927). Открыл в Берлине Театр Пискатора (работал в 1927-1932 с перерывами), в репертуар которого вошли антиимпериалистические и антивоенные пьесы Э. Толлера, Ф. Вольфа, В. Н. Билль-Белоцерковского и др.
В 30-е гг. член исполнительного комитета Международного рабочего театрального союза, в 1934 - его президент. Деятельность П. имела большое значение для развития революционного театра и антифашистской драматургии 20-х - 30-х гг. Он один из первых выдвинул и осуществил идею политического театра, призванного стать боевым оружием в борьбе пролетариата. Стремление охватить в спектакле широкий круг социально-исторических явлений, показать размах рабочего движения, активизировать мысль зрителя определило новые режиссёрские приёмы. П. вводил в спектакль кинохронику, фотомонтаж, разворачивал действия одновременно на нескольких площадках, используя новые сценические конструкции - движущиеся дорожки, сегментную сцену и др. После прихода к власти нацистов (1933) П. эмигрировал из Германии. До 1935 жил в СССР, затем во Франции, США; с 1947 ставил спектакли в Мангейме, Мюнхене и др. городах. С 1962 художественный руководитель театра "Фрайе фольксбюне" (Западный Берлин). Среди постановок: "Наместник" Хоххута (1963), "По делу Роберта Оппенхаймера" Кипхардта (1965), "Дознание" Вайса (1965), "Восстание офицеров" Кирста (1966) и др. Автор инсценировки романа "Война и мир" Л. Н. Толстого, поставленной им в нескольких немецких театрах.
Соч.: Schriften, Bd 1-2, В., 1968.
Лит.: Гвоздев А. А., Театр послевоенной Германии, Л.- М., 1933; Лацис А. Э., Революционный театр Германии, пер. с нем., М., 1935; lhering Н., Von Reinhardt bis Brecht, Bd 1-3, В., 1958-61.
И. Я. Новодворская.