Планирование цен
Планирование цен, обоснование и определение уровней и соотношений цен на предстоящий период. Имеет большое значение для планирования народного хозяйстваи проведения единой политики цен, организации планомерной работы по подготовке и введению новых прейскурантов.
В СССР начало П. ц. было положено в конце 20-х гг. В 1-й пятилетний план (1929-32) были включены задания по изменению уровней и соотношений цен. Основой П. ц. является пятилетний план совершенствования оптовых цен. Он включает: определение основных направлений развития цен на пятилетие; задания по совершенствованию методологии и методики ценообразования; сроки общих пересмотров цен. Реализуются задания пятилетнего плана через систему текущего П. ц., основой которого являются годовые планы, разрабатываемые органами ценообразования.
Важным этапом П. ц. является их прогнозирование. Оно даёт необходимую информацию об уровне и соотношении цен в перспективе по отраслям и основным видам (группам) продукции для обоснования плана и прогноза развития народного хозяйства, оптимальных пропорций и структуры производства, его рационального размещения и выбора вариантов проектных решений.
Для расчётов вариантов изменений цен на перспективу с учётом их взаимных влияний используются межотраслевой баланс (см. Баланс межотраслевой), многопродуктовые модели, методы математической статистики. Текущее, среднесрочное и долгосрочное П. ц. получило развитие в ряде др. социалистических стран. Оно строится на тех же исходных принципах, что и в СССР, но с учётом специфики отдельных стран.
Лит. см. при ст. Ценообразование.
? Г. Н. Чубаков.