Плагальная каденция
Плагальная каденция (позднелат. plagalis, от греч. plágios - боковой, косвенный) (музыкальное), тип гармонической каденции, в котором заключительной тоникепредшествует субдоминанта (IV - I, ?- I, ?- I и т.п.). Противопоставляется главному, основному типу - автентической каденции, в которой осуществляется переход от доминанты к тонике. Сравнительно с автентической каденцией П. к. имеет более мягкий, менее динамичный и напряжённый характер. П. к. нередко встречается в заключениях полифонических композиций эпохи Возрождения (отсюда др. название - церковная каденция), а также в русской музыке (в связи с типичной для русского народа музыки плагальностью и характерным мелодическим заключением IV - I; пример - песня Садко "0й ты, тёмная дубравушка" из 2-й картины оперы Н. А. Римского-Корсакова "Садко").
Лит.: Трамбицкий В. Н., Плагальность и родственные ей связи в русской песенной гармонии, в сборнике: Вопросы музыкознания, в. 2, М., 1955.