Поволжский экономический район
Поволжский экономический район, один из крупных экономических районов СССР. Включает Татарскую, Башкирскую и Калмыцкую АССР, Ульяновскую, Пензенскую, Куйбышевскую, Саратовскую, Волгоградскую, Астраханскую области. Площадь 680 тыс. км2. Население (на начало 1974) 18,8 млн. чел. Средняя плотность 27,7 чел. на 1 км2. Наиболее плотно заселена средняя часть (Куйбышевская область - 55,1 чел. на 1 км2) и слабо - южная часть (Калмыцкая АССР - 3,5 чел. на 1 км2). Повсеместно живут русские, украинцы, белорусы, евреи. В северной (преимущественно) и средней частях сосредоточены татары, башкиры, чуваши, мордва, марийцы, удмурты, в южной - калмыки, казахи. Городское население - 62%. Развитие промышленности сопровождается быстрым ростом городов: из 101 города после Великой Октябрьской социалистической революции вновь образованы 63; имеется 9 крупных городов (Куйбышев, Казань, Волгоград, Уфа, Саратов, Астрахань, Пенза, Ульяновск, Тольятти).
П. э. р. занимает среднюю и нижнюю части Волго-Камского речного бассейна и включает на З. Приволжскую возвышенность, на В. - часть Южного Урала, на Ю. - Прикаспийскую низменность. Волга является главным районообразующим стержнем. Территория района находится в лесной, лесостепной, степной и полупустынной зонах. Климат континентальный, с жарким продолжительным летом, частыми сильными засухами, суровой зимой при неустойчивом снежном покрове в южной части. Из разнообразных ресурсов района общесоюзное значение имеют с.-х. угодья, промышленные запасы нефти, природного газа, поваренной соли, самородной серы, карбонатного сырья для химической и цементной промышленности, комплексных медноколчеданных руд.
В естественноисторическом и хозяйственном отношении П. э. р. неоднороден. Выделяются 2 наиболее характерные части - Среднее Поволжье (Татарская и Башкирская АССР, Ульяновская, Пензенская и Куйбышевская области) и Нижнее Поволжье (Саратовская, Волгоградская, Астраханская области. и Калмыцкая АССР). На долю района приходится 3% территории, 7,5% населения, 8,6% промышленной (1973) и 8-9% (в зависимости от погодных условий года) с.-х. продукции СССР.
Общесоюзное значение имеют добыча и переработка нефти, электроэнергетика, нефтехимия, разнообразное машиностроение, особенно автомобилестроение, ускоренное развитие которых обеспечило опережающие темпы роста промышленности района. За 1960-73 доля электроэнергетики, машиностроения, химии и нефтехимии в районе повысилась с 30 до 47%. На П. э. р. приходится (1973) 10% вырабатываемой электроэнергии в стране (в т. ч. 16% гидроэнергии), 62% производства полиэтилена, 44% кальцинированной соды, 19% химических волокон, 49% нефтеаппаратуры, 11% цемента, значительная доля первичной переработки нефти, производства синтетического каучука, поливинилхлоридов и сополимеров, подшипников, тракторов.
Важнейшее значение для страны имело открытие в П. э. р. в начале 30-х гг. и быстрое освоение в 1945-60 богатейших нефтяных месторождений, сосредоточенных в основном в Татарской АССР и Башкирской АССР, Куйбышевской области - Ромашкинское, Туймазинское, Шкаповское, Бавлинское, Мухановское, Кулешовское, Арланское и др. (см. также Волго-Уральская нефтегазоносная область). В 1945 было добыто 2,4 млн. т нефти, в 1950 - 10,5 млн. т, в 1960 - 101 млн. т, в 1973 - 188 млн. т. С развитием добычи нефти в др. районах страны, особенно в Западной Сибири, доля П. э. р. в общесоюзной добыче за 1965-73 снизилась с 66 до 44%, однако по абсолютным размерам добычи П. э. р. удерживает первое место. Доля добычи природного газа при абсолютном её сокращении снизилась с 17 до 6%. Добыча угля (Башкирия), горючих сланцев (Куйбышевская область) имеет местное значение. Часть добываемой нефти перерабатывается на месте (Уфа, Салават, Ишимбай, Куйбышев, Новокуйбышевск, Сызрань, Саратов, Волгоград), остальная нефть вывозится в основном в западном направлении.
Сооружение крупных ГЭС на Волге и Каме общей мощностью 7300 Мвт (Волжская ГЭС им. В. И. Ленина, Волжская ГЭС им. 22-го съезда КПСС, Саратовская ГЭС, строится Нижнекамская ГЭС мощностью 1248 Мвт у Набережных Челнов) позволило зарегулировать их сток, создать единую глубоководную систему, способствовало формированию единой энергосистемы Европейской части СССР, обеспечению дешёвой электроэнергией дефицитных соседних районов и самого П. э. р., созданию благоприятных предпосылок для ирригации огромных земельных массивов в засушливом Нижнем Поволжье. Построены также мощные ГРЭС (в Татарии - Заинская ГРЭС, в Башкирии - Кармановская расширяется до 3400 Мвт), крупнейшие ТЭЦ в Тольятти, Новокуйбышевске, Стерлитамаке, Нижнекамске, Уфе, Волгограде, Волжском, строится в Набережных Челнах. С 1965 в Димитровграде работает одна из первых в Советском Союзе АЭС.
Химическая и нефтехимическая промышленность (11% промышленной продукции района) сформировалась на богатой местной сырьевой базе, особенно на углеводородном сырье и соли, водных ресурсах, мощной электроэнергетической и топливной базе. Центры: Казань, Куйбышев, Уфа, Саратов, Волгоград, Сызрань, Новокуйбышевск, Тольятти, Салават, Стерлитамак, Балаково, Энгельс, Нижнекамск, Волжский.
Ускоренными темпами развиваются различные отрасли машиностроения, особенно автостроение, предъявляющее повышенные требования к поставкам металла и к кооперации с многочисленными смежными предприятиями, размещенными в др. районах страны и в странах - членах СЭВ. В 1972 введён на полную проектную мощность Волжский автомобильный завод (ВАЗ); в Набережных Челнах строится крупнейший завод тяжёлых грузовых автомобилей (КамАЗ), в Нефтекамске - завод автосамосвалов; расширяется и реконструируется Ульяновский автомобильный завод; увеличивается выпуск двигателей на Уфимском моторном заводе. Сооружается большое число смежников автозаводов, крупнейшие из них - заводы генераторов и стартеров в г. Тольятти, "Автонормаль" в Белесее (Башкирия), автоагрегатный в Димитровграде, шинный в Нижнекамске, колёс в Заинске, комплектующих резинотехнических изделий в Балаково. Крупнейшие подшипниковые заводы - в Куйбышеве, Саратове, Волжском. Производятся металлорежущие станки, приборы и средства автоматизации, нефтеаппаратура, химическое оборудование и запчасти к нему, силовые трансформаторы (электротехнический завод в г. Тольятти), тракторы (Волгоград).
сельское хозяйство специализируется на выращивании зерновых и масличных культур, животноводстве мясо-шёрстного направления. Из 47,9 млн. га с.-х. угодий (70% всей территории района) на ноябрь 1973 29,7 млн. га было занято пашней и 15,3 млн. га пастбищами. Под зерновыми 2/3 пашни. Удельный вес закупок зерновых в 1966-70 составил 12-22% от СССР, в том числе пшеницы 10-18%. Поголовье скота (на начало 1974): крупного рогатого скота 9,6 млн., овец и коз 17,7 млн. (соответственно 9,0% и 11,9% от общей численности по стране). Площадь орошаемых земель (на ноябрь 1973) 613 тыс. га. Строятся Куйбышевский и Саратовский оросительный каналы, оросительно-обводнительный канал Волго-Урал. Ведутся работы по освоению Волго-Ахтубинской поймы для создания общесоюзной базы овощеводства, рисосеяния и бахчеводства. В 1974 завершено строительство вододелителя для регулирования обводнения дельты Волги. В П. э. р. осуществляется комплекс мероприятий по защите Волго-Камского водного бассейна от загрязнения неочищенными сточными водами, по восстановлению рыбных богатств Волго-Каспия, регулированию уровня Каспия.
Важнейшее районообразующее значение для процесса формирования хозяйства и территориальной организации П. э. р., особенно для развития транспортной сети, имеет разветвленная Волго-Камская система водных путей. На район приходится примерно 1/4 грузооборота речного транспорта страны (см. также Волжского бассейна речные порты). Основу ж.-д. сети составляют 5 широтных направлений (Казанское, Бугульминское, Куйбышевское, Саратовское, Астраханское), связанных между собой меридиональной магистралью Свияжск - Волгоград и далее на Северный Кавказ с многочисленными ответвлениями и соединениями. Протяжённость железных дорог П. э. р. 9,4 тыс. км (1973).
П. э. р. - район быстро развивающейся системы нефтепроводов, протянувшейся на З. за пределы страны (нефтепровод "Дружба" протяжённостью около 5 тыс. км), на В. до Байкала с перспективой продолжения до Тихого океана, на С.-З. до Кириши и на Ю. до Мангышлака (Узень). В связи с вводом в 1973 в эксплуатацию 1-й очереди нефтепровода из Западной Сибири Самотлор - Тюмень - Курган - Уфа - Альметьевск (2200 км)обеспечен выход быстро растущего потока сибирской нефти в Европейскую часть СССР. Через территорию П. э. р. проходит мощная система газопроводов Средняя Азия - Центр. В районе - 1/5 трубопроводной сети страны. Сеть автомобильных дорог с твёрдым покрытием (1973) - 29,8 тыс. км.
Транспортная сеть П. э. р. обеспечивает растущие транзитные связи между западными и восточными районами страны. Вывозятся нефть и продукты её переработки, хлебные грузы, стройматериалы, в том числе цемент, разнообразная продукция химической промышленности и машиностроения. Ввозятся в основном чёрные и цветные металлы, лесные грузы, уголь. Для П. э. р. характерно значительное превышение вывоза над ввозом, преобладание межрайонных связей над внутрирайонными (межобластными).
В Среднем Поволжье наиболее четко выражена общесоюзная специализация на добыче и переработке нефти (около 90% в П.), а также на обрабатывающих отраслях промышленности, особенно машиностроении. Здесь размещены автомобильные заводы и их основные смежники. В Нижнем Поволжье преимущественно сосредоточена добыча природного газа (более 80% в П. э. р.), наиболее полно представлен гидромелиоративный индустриально-аграрный цикл в связи с орошением засушливого Заволжья, хозяйственным освоением Волго-Ахтубинской поймы; рыбная промышленность.
Лит.: Поволжье. Экономико-географическая характеристика, М., 1957; Долгополов К. В., Федорова Е. Ф., Поволжье. Экономико-географический очерк, М., 1967; Российская Федерация. Европейский Юго-Восток. Поволжье. Северный Кавказ, М., 1968 (серия "Советский Союз"); Проблемы развития и размещения производительных сил Поволжья, М., 1973.
? Ю. Н. Палеев.