Подтекст
Подтекст, подспудный, неявный смысл высказывания, художественного повествования, драматической реплики, второй план сценической роли, дающие о себе знать косвенным образом. Основан на свойстве разговорной речи, где в зависимости от речевой ситуации, намерений и экспрессии говорящего прямые лексические значения слов и предложений перестают определять внутреннее содержание речи и даже вступают с ним в противоречие. П. - тот комплекс мыслей и чувств, который скрыт под словами текста. Средствами обнажения П. могут быть намекающие реплики (нередко повторяющиеся как лейтмотив), различные качества звучания речи (интонация, пауза и т.д.), свидетельствующие о "подводном" течении действия [например, в "Трёх сестрах" А. П. Чехова за вопросом Маши, любил ли доктор её мать, следует: "Чебутыкин (после паузы): Этого я уже не помню"]; подчёркнутые сопоставления разных по содержанию и звучанию речевых, сюжетных, сценических ситуаций (например, совмещение внешне незначащей беседы персонажей с их внутренним напряжённым спором, время от времени прорывающимся наружу в пьесе М. Метерлинка "Пелеас и Мелисанда", в рассказе Э. Хемингуэя "Белые слоны"). Понятие "П." было осмыслено на Западе Метерлинком (под названием "второй диалог" в книге "Сокровище смиренных", 1896), в России - Чеховым и основателями МХАТа К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко (см., например, предисловие Немировича-Данченко к книге Н. Эфроса ""Три сестры". Пьеса А. П. Чехова в постановке МХТ", П., 1919). В системе Станиславского П. приобрёл значение психологического, эмоционально-волевого начала сценической речи.
? В. А. Калашников.