Большая советская энциклопедия

Погрузочная машина (горная)


Погрузочная машина (горная)
Погрузочная машина горная, предназначена для погрузки полезных ископаемых и породы в транспортные средства в подземных условиях. Получили распространение в забоях при проведении горных выработок и при добычных работах. П. м. различают по способу захвата насыпного груза, типу рабочего органа, способу передачи груза в транспортные средства. Технические характеристики некоторых погрузочных машин, изготовляемых в СССР Модель Рабочий орган Про-изво-
дите-
льно сть, м3/мин Габариты, мм Ход машины Мас-
са, т

дли-
на

ши-
рина высота

макс.
транс-
портная
ППН-1c
Ковш ёмкостью 0,25 м3 0,8 2270 1320 2250 1600
Рельсо-
вый 3,5
ППН-2
Ковш ёмкостью 0,32 м3 1,0 2250 1320 2350 1600
То же 4,7
ППМ-4
То же 1,1 7430 1400 2250 1725
" 9,0
ППН-2г
" 1,0 2600 1450 2550 1600
Гусенич-
ный 4,8
ППН-4г
Ковш ёмкостью 0,8 м3 2,0 3800 2000 3000 2000
То же 1,3
2ПНБ-2
Нагреба-
ющие лапы 2,0 7800 1400 2600 1460
" 11,8
ПНБ-3к
То же 3,0 8500 2000 2800 1900
" 29,6
При нижнем захвате материал зачерпывается ковшом (рис.), который при опрокидывании назад разгружается в транспортные средства (машины с прямой погрузкой), высыпается на передаточный конвейер (машины со ступенчатой погрузкой), разгружается опрокидыванием вперёд или в сторону. Боковой захват осуществляется погрузочным органом, представляющим собой наклонную приёмную платформу с парными нагребающими рычагами-лапами или с двумя барами и цепями с консольными скребками; верхний захват - гребком, смонтированным на рукояти, который опускается на горную массу и нагребает её на передаточный конвейер.
П. м. имеют колёсно-рельсовый, гусеничный и пневмошинный ход; пневматический, электрический и электрогидравлический или автономный дизельный привод, снабженный газоочистительной аппаратурой. Конструкции некоторых П. м. предусматривают возможность установки на них съёмного оборудования (манипуляторов с перфораторами для бурения шпуров, малогабаритных лебёдок для такелажных работ и др.).
При добычных работах П. м. используются в комплексе с самоходным забойным оборудованием на пневмоколёсном ходу. В забойный комплекс, кроме П. м., входят буровые каретки, вагоны и самосвалы, бульдозеры, зарядчики шпуров и вспомогательные машины (для установки анкерной крепи, оборки кровли, подвоза оборудования, материалов и людей).
Характеристики некоторых моделей П. м., изготавливаемых в СССР, приведены в табл.
Зарубежные фирмы "Эймко" (США), "Атлас-Копко" (Швеция), "Зальцгиттер" (ФРГ) и др. изготавливают П. м. с ковшами ёмкостью от 0,1 до 1,15 м3, массой от 1,8 до 25 т с суммарной мощностью двигателей 10-120 квт, производительностью от 0,3 до 6 м3/мин. Фирмой "Джой" (США) выпускаются машины с парными нагребающими лапами на гусеничном ходу, которые применяют в угольных шахтах и рудниках.
В СССР разрабатываются новые рабочие органы П. м. (вибрационные, парные нагребающие лапы с верхним расположением), аппаратура для дистанционного и автоматического управления.
Лит.: Кальницкий Я. Б., Абрамсон Х. И., Родионов Г. В., Подземная механизированная погрузка, М., 1961; Механизация транспортных и погрузочных работ при добыче и складировании горнохимического сырья, М., 1972; Погрузочные, погрузочно-доставочные, транспортные машины и буровое оборудование за рубежом, ч. 1-2, М., 1973.
? М. П. Мочалин.

Смотрите также: