Большая советская энциклопедия

Посылочная торговля

Посылочная торговля, одна из форм внемагазинной продажи товаров населению путём отправки их по индивидуальным заказам в почтовых посылках. Возникновение П. т. относится к 1887, когда в США были основаны крупнейшие посылочные фирмы "Монтгомери Уорд" и "Сирс, Робак энд К?"; рынком сбыта в первый период их деятельности были главным образом с.-х. районы страны. В дореволюционной России П. т. возникла в начале 20 в. Наиболее крупными были посылочные отделы при универмагах "Мюр и Мерилиз" (Москва), "Александр" (Петербург), "Петрококки" (Одесса).

В СССР П. т. органически дополняет магазинную сеть в небольших по размерам городских и сельских поселениях, в которых экономически нецелесообразно создание торговой сети с полным ассортиментом товаров. Посредством П. т. реализуется (1973) около 30% всей розничной продажи запасных частей к мотоциклам, мотороллерам и велосипедам, свыше 5% розничной продажи книг и около 3% розничной продажи грампластинок. В отличие от структуры товарооборота магазинной сети, в товарообороте П. т. преобладающая часть приходится на товары культурно-бытового и хозяйственного назначения (84%), в то время как в товарообороте магазинов их доля не превышает 25%. формирование ассортимента П. т. в значительной мере определяется уровнем производства отдельных товаров и степенью достижения рациональных норм потребления и обеспеченности населения товарами (в последнем случае - главным образом предметами длительного пользования). Наряду с этим формирование ассортимента П. т. идёт за счёт пополнения его товарами эпизодического и редкого спроса, имеющих большое количество разновидностей, не взаимозаменяемых в потреблении (радиодетали, фото-, спортивные и канцелярские товары и др.). Свыше 50% посылок отправляется покупателям специализированными и универсальными базами Посылторга министерства торговли РСФСР - основной организации, осуществляющей П. т. в СССР. Помимо этого, П. т. осуществляется посылочными отделами универмага "Гостиный двор" (г. Ленинград), Центрального универмага Военторга (г. Москва), магазинами "Книга - почтой" и "Семена - почтой". Функционирующая в системе Центросоюза организация Кооппосылторг производит мелкооптовую торговлю по снабжению магазинов потребительской кооперации (см. Кооперация потребительская) путём отправки им товаров повседневного спроса почтовыми посылками.

П. т. развивается в зарубежных социалистических странах. В ГДР, например, она осуществляется через "Дом посылочной торговли" (Versandhaus; г. Лейпциг).

В капиталистических странах П. т. рассматривается как дополнительная форма продажи товаров и наряду с посылочными фирмами её осуществляют крупные универмаги. В развитых капиталистических странах П. т. производится высокомеханизированными предприятиями с универсальным ассортиментом товаров, применяющими электронно-вычислительную технику для управления технологическим процессами. Доля оборота П. т. в розничном товарообороте отдельных стран в 1973 составляла: в США и Великобритании - 4, ФРГ - 5, во Франции - 1,2, в Италии - 0,5, в Бельгии и Нидерландах - 1%. Наиболее крупные фирмы П. т. в Западной Европе: "Неккермаи", "Квелле" и "Отто Ферзанд" (ФРГ); "Ла Редут" и "Галери Лафайет" (Франция); в США - "Сирс, Робак энд К?", "Монтгомери Уорд" и др.
? Л. И. Михалев.

Смотрите также: