Погрузочно-транспортный агрегат
Погрузочно-транспортный агрегат, совмещает операции погрузки и транспортирования полезного ископаемого или породы к пункту разгрузки. П.-т. а. применяют на подземных рудниках при проведении горных выработок и транспортировании руд из очистных забоев, при строительстве подземных сооружений, а также на открытых горных и строительных земляных работах.
По типу аккумулирующей ёмкости различают П.-т. а. с грузонесущими ковшом или кузовом. П.-т. а. с грузонесущим кузовом имеет механизм зачерпывания, ходовую часть, аккумулирующую ёмкость (кузов), приводные двигатели, передаточные механизмы и органы управления. П.-т. а. с грузонесущим ковшом транспортируют горную массу в приподнятом ковше до места назначения, но могут разгружать её и в самосвалы. Большинство П.-т. а. имеет пневмоколёсный ход с шинами повышенной надёжности для тяжёлых условий подземных работ; оборудуются пневматическими, электрическими и дизельными приводами с газоочистительной аппаратурой.
В СССР разработано (1974) 5 моделей машин с грузонесущим ковшом (рис., 1) грузоподъёмностью 2, 3, 5, 8 и 12 т (ёмкость ковша от 1 до 6 м3) и 5 моделей машин с грузонесущим кузовом (рис., 2) грузоподъёмностью 2,5; 4; 6; 10; 16 т (ёмкость кузова от 2 до 6 м3).
П.-т. а. с грузонесущим ковшом выпускают (1974) за рубежом фирма "Вагнер" (США) - 10 моделей типа "ST" с ковшами ёмкостью от 0,76 до 6,12 м3; фирма "ГХХ Штеркраде" (ФРГ) - 14 моделей типа "G-ST" с ёмкостью ковша от 0,76 до 8,5 м3; фирма "Эймко" (США) - 5 моделей типа "LHD" и др. П.-т. а. с грузонесущим кузовом изготовляют: фирма "Атлас-Копко" (Швеция) - 6 моделей и фирма "Джой" (США) - 3 модели с кузовами ёмкостью от 0,75 до 5 м3и др.
На П.-т. а. внедряются автономные приводы, дистанционное управление, максимально унифицируются узлы.
Лит.: Байконуров О. А., Филимонов А. Т., Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений, А.-А., 1973; Кальницкий Я. Б., Филимонов А. Т., Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках, М., 1974.
? М. П. Мочалин.