Прерафаэлиты
Прерафаэлиты (от лат. рrае - перед и Рафаэль), английские художники и писатели 2-й половины 19 в., ставившие целью возрождение "искренности", "наивной религиозности" среденвекового и раннеренессансного искусства ("до Рафаэля"). "Братство прерафаэлитов" (англ. Pre-Raphaelite Brotherhood) было основано в 1848 поэтом и живописцем Д. Г. Россетти, живописцами Дж. Э. Миллесом и Х. Хантом, испытавшими влияние Ф. М. Брауна (а через него - нем. назарейцев) и поддержанными Дж. Рескином. Выступая с романтической критикой буржуазной культуры, П. противопоставляли холодному академизму (корни которого они видели в искусстве Высокого Возрождения) "священный огонь", "живую веру" т. н. примитивов, отвергнутых эстетикой нового времени. Неисторическая апология средневековья, связанная у П. с требованием эстетизации современной жизни, вела к преобладанию в их творчестве принципа стилизации, черт преувеличенного декоративизма в сочетании с тщательной детализацией. Поэзия П., в частности Россетти, отмечена в духе Дж. Китса чувственным отношением к красоте (что сближает с П. поэтов А. Теннисона, Р. Браунинга, а впоследствии - А. Ч. Суинберна) и спиритуалистическим культом любви, основанным на традициях средневековой итальянской литературы. После распада "Братства" в 1853 новый подъём движения П. начинается с конца 1850-х гг., когда вокруг Россетти группируются свежие силы - художники У. Моррис, Э. Берн-Джоне, У. Крейн, Дж. Ф. Уотс и др. Живопись П. развивается в сторону сложной, до пряности расцвеченной плоскостной орнаментики и мистической усложнённости образного строя (Россетти, Берн-Джоне). Более широкий характер носит деятельность убеждённого социалиста Морриса, который стремился воссоздать в противовес обезличенному машинному "одухотворённое" ручное производство, внести красоту в повседневный быт. Он объединил многих мастеров (в т. ч. Ф. М. Брауна, А. Хьюгса, архитектор Ф. Уэбба) в возрождении английского декоративно-прикладного искусства (рисунки для разнообразных изделий организованных Моррисом художественно-промышленных мастерских, оформление изданий Келмскоттской типографии и т.д.).
Идеи и практика П. во многом повлияли на развитие символизма и эстетизма "конца века" в литературе (У. Патер, О. Уайльд), содействовали утверждению стиля "модерн" в изобразительном (О. Бёрдсли и др.) и декоративном искусствах, легли в основу теории активной "жизнестроительной" роли искусства в социальном процессе.
Лит.: Венгерова З. А., Литературные характеристики, [т. 1] - Прерафаэлитское движение в Англии, СПБ, 1897; Ruskin J., Pre-Raphaelitism, L., 1851; Fredeman W. E., Pre-Raphaelitism. A bibliocritical study, Camb. (Mass.), 1965; Hunt J. D., The Pre-Raphaelite imagination. 1848-1900, [Lincoln], 1968; Hönnighausen L., Präraphaeliten und Fin de Siècle, Münch., 1971.
? А. Н. Дорошвич.