Большая советская энциклопедия

Радиопромышленность

Радиопромышленность, отрасль машиностроения, производящая оборудование и аппаратуру для средств телефонной, телеграфной и радиосвязи, средств радиовещания и телевидения, радиолокации, радионавигации, систем радиоуправления летательными аппаратами и др. (см. Радиотехника). Развитие Р. в значительной мере способствует техническому прогрессу во всех областях народного хозяйства, науки и техники, укреплению обороноспособности государства.

В дореволюционной России Р. имела низкий уровень развития; большая часть необходимой радиоаппаратуры покупалась за границей.

В СССР в первые годы Советской власти была разработана программа создания современной отечественной Р. Одним из первых декретов Советского правительства был декрет "О централизации радиотехнического дела". В 1918 в Нижнем Новгороде (ныне г. Горький) создана Нижегородская радиолаборатория - первая советская радиотехническая научно-исследовательская организация, где по инициативе В. И. Ленина была изготовлена радиоаппаратура для первой мощной радиотелефонной станции в Москве.

Наиболее интенсивными темпами Р. развивалась в 30-е гг. в связи с производством и совершенствованием сверхвысоких частот техники и высокочувствительных фототелеграфных приборов (см. Фототелеграфия). Были построены новые и расширены старые радиотехнические предприятия, освоено серийное производство многих новых видов радиоаппаратуры, в том числе и радиотоваров народного потребления. В послевоенные годы Р. продолжала развиваться опережающими темпами по сравнению с др. отраслями промышленности страны. С 50-х гг. в связи с массовым внедрением полупроводников в производство в Р. осуществлялся переход от "первого поколения" радиоаппаратуры (на основе электровакуумных приборов) ко "второму" (на полупроводниковых приборах), а затем с 60-х гг. и к "третьему поколению" (на интегральных схемах).
Основные особенности современной Р.: развитие большого количества взаимосвязанных научно-технических направлений, ускоренное обновление выпускаемой продукции, переход от производства отдельных изделий к созданию сложных комплексов и систем, объединяющих в одно целое множество разнообразной аппаратуры, приборов и устройств (единой автоматизированной системы связи страны, единой системы спутниковой связи, единой системы управления воздушным движением, автоматизированных систем управления). Р. насчитывает большое число промышленных предприятий и объединений, научно-исследовательских и конструкторских организаций (завод "ВЭФ" в Риге, производственные объединения "Красная заря" и им. Козицкого в Ленинграде, производственные объединения им. Попова в Риге, "Электрон" во Львове и многие др.). Радиоаппаратура широко применяется во всех областях народного хозяйства, науки и техники, культуры и просвещения. С помощью средств радиоэлектроники осуществляется надёжная связь с отдалёнными районами страны, автоматизируются производственно-технологические процессы, управляются космические корабли, исследуются др. планеты. Посредством отечественной радиоаппаратуры проводились корректировка траектории и приём сигналов первых искусственных спутников Земли, получены изображения обратной стороны Луны, велась телевизионная передача первого выхода человека в космос, осуществлялась мягкая посадка космических станций на Луне, Венере и Марсе, передача информации с этих планет. На предприятиях Р. СССР создана аппаратура для спутников связи "Молния" и приёмных телевизионных пунктов системы "Орбита", а также оборудование для телецентров.
Быстрыми темпами растет производство бытовых радиоизделий: радиоприёмников (в т. ч. транзисторных), телевизоров (в т. ч. с цветным изображением), радиол, магнитол и т.д. (см. табл. 1). Табл. 1. - Производство радиоприёмников и телевизоров в СССР 1940 1950 1960 1974
Радиоприёмники и радиолы широковещательные, тыс. шт. 160 1072 4165 8753
Телевизоры широковещательные, тыс. шт. 0,3 11,9 1726 6570
В сферу Р. входит разработка технической политики, совершенствование конструкционных схем и др. видов продукции, предназначенной для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (магнитофоны, электрофоны и др.).
В результате роста производства продукции Р. и увеличения доходов населения расширяется объём продаж радиотоваров и повышается обеспеченность населения радио- и телеаппаратурой (см. табл. 2). Табл. 2. - Объём продаж важнейших радиотоваров и обеспеченность населения СССР радио- и телеаппаратами 1960 1965 1970 1974
Общий объём продаж радиотоваров через государственную и кооперативную торговлю (в городской и сельской местности; в целом за год), тыс. шт.        
радиоприёмники и радиолы 4179 4980 5870 6556
телевизоры 1488 3338 5580 6044
Обеспеченность населения радио- и телеаппаратами (на конец года), шт.        
в среднем на 100 семей:
радиоприёмники и радиолы   46   59   72   77
телевизоры 8 24 51 71
в среднем на 1000 жителей:
радиоприёмники и радиолы   129   165   199   223
телевизоры 22 68 143 207   Табл. 3. - Производство радиоприёмников и телевизоров в развитых капиталистических странах (1973), тыс. шт. США Япония ФРГ Великобритания Франция
Радиоприёмники* 22250 28300 5750 1350 3450
Телевизоры 15000 14416 3800 3280 1630
* Включая радиолы и автомобильные радиоприёмники.
Р. успешно развивается в зарубежных социалистических странах (ГДР, ЧССР, ВНР, ПНР и др.), с которыми СССР осуществляет тесное сотрудничество в этой области в процессе социалистической экономической интеграции. Производство радиоприёмников составило в странах - членах СЭВ (тыс. шт.): в 1973 в НРБ - 71, ВНР - 199, ГДР - 983; в 1974 в ПНР - 1419, СРР - 602, ЧССР - 198; телевизоров (бытовых) (тыс. шт.): в 1973 в НРБ - 74, ГДР - 454; в 1974 в ВНР - 395, ПНР - 896, СРР - 451, ЧССР - 409.
В капиталистических странах Р. отличается высокой степенью монополизации. В США производство радиоаппаратуры контролируется компанией "Рейдио корпорейшен оф Америка" (Radio Corporation of America, RCA), тесно связанной с концернами "Дженерал электрик" (General Electric) и "ИТТ" (International Telephone and Telegraph), в Японии - концернами "Сони", "Нэшонал", "Хитати", в Западной Европе - концернами "Филипс" (Philips, Нидерланды), "АЭГ-Телефункен" (AEG-Telefunken, ФРГ), "Сименс" (Siemens, ФРГ) и др. Созданный на основе монополистических соглашений о разделе мировых рынков и обмене патентами, международный картель охватывает почти всю Р. капиталистических стран. Значительно возрос выпуск радиоаппаратуры в годы 2-й мировой войны 1939-45. В это же время началось серийное производство радиолокационной аппаратуры. В послевоенные годы высокими темпами Р. развивалась в ведущих капиталистических странах, особенно в Японии, которая по общему объёму производства радиоаппаратуры вышла на второе место в мире после США (см. табл. 3).
? П. В. Козлов.

Смотрите также: