Рационализация грузовых перевозок
Рационализация грузовых перевозокв СССР, система мер, направленных на устранение встречных, излишне дальних, повторных перевозок продукции, вызывающих непроизводительные народно-хозяйственные затраты. Основные меры, способствующие устранению нерациональных перевозок: приближение промышленности к источникам сырья, топлива (энергии) и пунктам потребления готовой продукции при тщательном учёте транспортного фактора; комплексное развитие народного хозяйства по экономическим районам страны (см. Размещение производительных сил); правильное распределение грузовых перевозок между разными видами транспорта с учётом экономически целесообразных сфер использования каждого из них и их взаимодействия (см. Смешанные перевозки);совершенствование планирования материально-технического снабжения, сбыта и перевозок, исключающее нерациональные перевозки; повышение степени транспортабельности грузов перед их предъявлением к перевозке (прессование хлопка, сена, соломы, металлической стружки, пакетирование грузов, погрузка в контейнеры, на поддоны) и др.
Устранение нерациональных перевозок достигается прежде всего на основе оптимального планирования размещения производства и потребления по районам страны и установления рациональных транспортно-экономических связей между ними. Такое оптимальное планирование требует решения многовариантных задач и наличия полной исходной информации о размещении ресурсов и потреблении отдельных видов продукции, о затратах на перевозки и хранение по разным вариантам снабжения народного хозяйства данной продукцией.
В современных условиях выбор наивыгоднейших вариантов прикрепления потребителей к поставщикам продукции, как правило, определяется путём применения математических методов и ЭВМ. При построении оптимальных планов снабжения, сбыта и перевозок для целей текущего планирования (при уже заданных размерах и размещении производства и потребления по районам и пунктам) решается т. н. транспортная задача открытого типа. Критерием оптимальности планов в этом случае служит достижение минимальных затрат на перевозки. Оптимальные планы перевозок утверждаются в виде т. н. общесетевых схем нормальных грузопотоков по каждому массовому грузу в отдельности. Эти схемы обязательны для грузоотправителей и транспортных организаций. Многолетний опыт показал, что разработка и применение нормальных (оптимальных) схем грузовых потоков позволяют снизить народно-хозяйственные затраты на перевозки в среднем на 4-6%, а по грузам децентрализованного производства и потребления (например, кирпич, минеральные, строительные материалы, железобетонные изделия) - до 20% и более.
При перспективном планировании, когда одновременно решается задача Р. г. п. и размещения производства, за критерий оптимальности принимается достижение минимальной величины совокупных затрат народного хозяйства на производство и перевозку той или иной продукции.
? Е. Д. Хануков.