Ренуар Жан
Ренуар (Renoir) Жан (р. 15.9.1894, Париж), французский кинорежиссёр. Сын художника П. О. Ренуара. С 1924 работает в кино. Первые фильмы: "Дочь вод" (1924), "Нана" (1926, по Э. Золя), "Маленькая продавщица спичек" (1928, по Х. К. Андерсену). Звуковые фильмы Р. - "Сука" (1931), "Будю, спасённый из воды" (1931), "Тони" (1934), "Преступление господина Ланжа" (1935) и др. отражали подъём солидарности трудящихся, давали реалистическую картину жизни французского общества. Р. примыкал к движению Народного фронта (1935-38), руководил постановкой короткометражного фильма "Жизнь принадлежит нам" (1936), сделанного по заказу французской компартии. Идеи Народного фронта нашли отражение в лучшем фильме Р. "Великая иллюзия" (1937), действие которого происходит во время 1-й мировой войны 1914-18. Поставил "Марсельезу" (1938), где воспроизведён эпизод Великой французской революции, "На дне" (1936, по М. Горькому), "Человек-зверь" (1938, по Золя), запрещенную в начале 2-й мировой войны 1939-45 комедию "Правила игры" (1939). После капитуляции Франции жил в США. В 1952 вернулся на родину. Фильмы 50-х гг. отличаются театральной зрелищностью, обращением к историческому прошлому ("Золотая карета", 1952, по пьесе "Карета святых даров" Мериме, "Французский канкан", 1956, "Завтрак на траве", 1959, "Завещание доктора Корделье", 1960, и др.). Творчество Р. 30-х гг. оказало известное влияние на итальянский неореализм. В фильмах Р. участвовали его брат - Пьер Р. (актёр) и племянник - Клод Р. (оператор).
Лит.: Лепроон П., Современные французские кинорежиссёры, пер. с франц., М., 1960; Жан Ренуар. Статьи. Интервью. Воспоминания. Сценарий, [пер. с франц.], Сборник, М., 1972.
? В. И. Божович.