Северный Рейн-Вестфалия
Северный Рейн-Вестфалия(Nordrhein-Westfalen), земля в составе ФРГ, в бассейне Рейна. Площадь 34 тыс. км2. Население 17,1 млн. человек (1972). Административный центр - г. Дюссельдорф. В пределах земли находится столица ФРГ - г. Бонн. Земля расположена в пределах Северо-Германской низменности (на С. и З.) и Рейнских Сланцевых гор (на Ю. и В.).
С. Р.-В. - самая населённая (свыше 500 чел. на 1 км2) и урбанизированная из земель ФРГ, более 90% населения живёт в городах (1973). 24 города насчитывают свыше 100 тыс. человек; из них Кельн, Эссен, Дюссельдорф, Дортмунд, Дуйсбург, Вупперталь образуют крупнейшую в стране Рейнско-Рурскую агломерацию с населением 10 млн. человек.
Значение района в экономике ФРГ (30% валового национального продукта и продукции обрабатывающей промышленности) и формирование на территории земли индустриального комплекса Рура обусловлено наличием Рурского каменно-угольного бассейна и положением на одной из главных европейских речных магистралей - на Рейне. В Рурском и Ахенском бассейнах добывается свыше 88 млн. т каменного угля (85% добычи в ФРГ), в Нижнерейнском (Кельнском) бассейне - свыше 101 млн. т бурого угля (90% добычи в ФРГ). На электростанциях производится около 1/2 всей электроэнергии в стране (151 млрд. квт (ч в 1973), часть её передаётся в другие районы. По двум нефтепроводам (от Вильгельмсхафена и Роттердама) к Кельну поступает импортная нефть. На нефтеперерабатывающие заводы (в Кельне, Гельзенкирхене и др.) приходится 40% всей нефтепереработки ФРГ. В Руре и его окружении сосредоточено 70% чёрной металлургии страны (Дуйсбург, Дортмунд, Дюссельдорф и др.), значительна цветная металлургия. Развиты тяжёлое машиностроение (85% оборудования для горнодобывающей промышленности, 90% доменного и прокатного оборудования, более 1/2 вагонов, около 1/2 станков, речные суда, автомобили). Развиты энергомашиностроение и электроника. С нефтепереработкой и коксовым производством связана крупная химическая промышленность (производство пластмасс, синтетических волокон, каучука и основная химия). В Мюнстерланде и по левобережью Рейна - текстильная промышленность (хлопчато-бумажная, шёлковая), пищевая промышленность - особенно пивоварение. Крупнейшее в стране производство цемента и стекла. Преобладание старых отраслей в общем объёме производства и кризис угледобычи обусловливают относительно низкие темпы развития промышленности в целом.
сельское хозяйство играет самостоятельную роль лишь на периферии Рейнско-Рурской агломерации, его доля в валовом национальном продукте земли всего 2,5%. Овощеводство, молочное животноводство; в Кельнской "бухте" - производство зерна, сахарной свёклы. В С. Р.-В. - густая сеть железных дорог, автострад, водных путей, связывающих её с морем (Рейн и канал Дортмунд - Эмс), нефте-, газо- и продуктопроводов, линий электропередач. Аэропорт Кельн - Бонн (второй в ФРГ, после Франкфурта-на-Майне).
? С. Б. Лавров.