Большая советская энциклопедия

Солипсизм

Солипсизм (от лат. solus - один, единственный и ipse - сам), крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признаётся только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида. Солипсизм находится в противоречии со всем жизненным опытом, с данными науки и практической деятельностью. В последовательном виде Солипсизм встречается крайне редко, у отдельных мыслителей (например, у французского философа и врача 17 в. К. Брюне).

  Сторонники этого направления стремятся, как правило, избежать последовательного Солипсизм путём синтеза субъективного и объективного идеализма, тем самым свидетельствуя о несостоятельности своих основоположений. Так, Дж. Беркли, пытаясь уйти от обвинения в Солипсизм, заявил, что все вещи существуют как «идеи» в божественном уме, который «внедряет» ощущение в сознание людей, и т. о. переходил на позиции идеализма платонистского типа. К Солипсизм вёл и субъективный идеализм И. Фихте, хотя сам он подчёркивал, что абсолютное Я, положенное в основу его наукоучения, не есть индивидуальное Я, а совпадает в конечном счёте с самосознанием всего человечества. Отчётливо проявилась тенденция к Солипсизм в философии эмпириокритицизма (см. В. И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, в кн.: Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 92-96). Ещё более явно, чем в эмпириокритицизме, к Солипсизм вела т. н. имманентная философия (Р. Шуберт-Зольдерн, В. Шуппе).

  Термин «Солипсизм» употребляется иногда в этическом смысле как крайний эгоизм, эгоцентризм (т. н. практический Солипсизм, по терминологии экзистенциалиста Г. Марселя). Ярким представителем этой формы Солипсизм был М. Штирнер.

 

  Лит. см. при ст. Идеализм.

  Б. В. Мееровский.

 

Смотрите также: