Большая советская энциклопедия

Сольмизация

Сольмизация (от названия музыкальных звуков соль и ми), сольфеджио (музыкальное). 1) В узком смысле - средневековая зап.-европ. практика пения мелодий со слогами ut, re, mi, fa, sol, la, введёнными Гвидо д"Ареццо для обозначения ступеней гексахорда; в широком смысле - любой метод пения мелодий с произнесением слоговых названий ступеней какого-либо звукоряда (относительная Сольмизация) или названий звуков, отвечающих их абсолютной высоте (абсолютная Сольмизация); приём обучения пению по нотам. Гвидо д"Ареццо в своей системе Сольмизация в качестве названий ступеней применил начальные слоги гимна св. Иоанну, сохраняя в то же время буквенные обозначения абсолютной высоты звуков А, В, С, D, Е, F. Каждый слог Сольмизация обозначал определённую ступень гексахорда, не зависимо от его абсолютной высоты - как натурального (от звука С), так и мягкого (от звука F) или твёрдого (от звука G). Переход мелодии из одного гексахорда в другой требовал замены слоговых (ступеневых) названий звуков (см. Мутация). Введение в конце 16 в. слога si для обозначения VII ступени звукоряда сделало излишними мутации в пределах одной тональности. В конце 17 в. слог ut был заменен более удобным для пения слогом do. Впоследствии в странах романских языков, в России, затем в СССР сольмизационные слоги стали применяться для обозначения абсолютной высоты звуков (абсолютная Сольмизация). В странах германских языков и в Венгрии эти же слоги с небольшими изменениями используются для обозначения ладовых ступеней (относительная Сольмизация), а музыкальный алфавит - для обозначения абсолютной высоты звуков. В Эстонской ССР и Латвийской ССР применяется относительная Сольмизация со слогами JO, LE, MI, NA, SO, RA, DI (в Эстонии) и TI (в Латвии). 2) Иногда под термином «Сольмизация» понимают ритмическое «чтение нот без интонации» (в отличие от сольфеджио).

 

  Лит.: Вейс П., Абсолютная и относительная сольмизация, в кн.: Вопросы методики воспитания слуха, Л., 1967.

  П. Ф. Вейс.

 

Смотрите также: