СССР. Литература и искусство
Литература
Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической направленностью, общностью гуманистических идеалов и эстетических принципов, советская литература складывалась после Великой Октябрьской социалистической революции.
Народы Советского Союза по праву гордятся духовными ценностями, накопленными за их многовековую историю, богатыми культурными традициями. В глубокой древности создавались героические сюжеты и образы эпоса об Амирани (у грузин), сказания о Рустаме (у предков современных таджиков), о Давиде Сасунском (у армян), о Манасе (у киргизов), о Джангаре (у калмыков), "Лачплесис" (у латышей), "Калевала" (у карело-финнов) и др. Эти произведения в течение веков воспринимались как энциклопедии истории, быта, нравственных, религиозных, эстетических представлений создавших их народов. Разнообразные по фабуле, характерам героев, степени композиционной завершённости, эпосы родственны друг другу утверждением народности, любви к родной земле, отрицанием и осуждением зла и несправедливости.
Многообразное историческое и социальное содержание художественно обобщено в русских былинах, в главных героях которых персонифицированы типические черты национального характера; Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович и др. - выразители неисчерпаемой силы народного духа, его безграничных творческих возможностей. Осознание народом своего конкретного исторического опыта закреплялось в песнях, легендах, сказаниях, посвященных реальным событиям и личностям. Народная память опоэтизировала образы Разина, Пугачева, Хмельницкого, Довбуша, Кармелюка как выразителей свободолюбивых чаяний народа. В сказках народ утверждал торжество добра, находчивость, ловкость, храбрость, самопожертвование, так ярко воплощённые в образах русского и украинского Иванушки, белорусского Нестерки, азербайджанского и таджикского Моллы Насреддина, казахского Алдар-Косе и др. Идейное и образное богатство фольклора стало живительным источником для творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Т. Г. Шевченко, Я. Райниса, Важа Пшавелы, О. Туманяна , Г. Тукая, Янки Купалы и других писателей 19 - начала 20 вв.
Армянская и грузинская литературы насчитывают около двух тысячелетий. В начале 5 в. армянский учёный, просветитель Месроп Маштоц создал армянский алфавит. В том же веке появилось сочинение Мовсеса Хоренаци "История Армении" - произведение, которое благодаря высокому уровню литературного языка и выразительности описания исторических событий считается выдающимся памятником древней культуры. Самобытная агиографическая беллетристика развивается с 5 в. в грузинской литературе ("Мученичество Шушаники" Якова Цуртавели, анонимное "Житие Нины Каппадокийской" и др.). В эпоху феодализма сформировалась богатейшая поэтическая культура таджиков; вследствие общности исторических судеб, культуры и языка, существовавших в период средневековья между таджикским и персидским народами, выдающиеся представители этого периода развития литератур - Рудаки, Фирдоуси, Омар Хайям, Саади, Хафиз и др. стали классиками как персидской, так и таджикской литературы. Их творчество получило мировую известность.
Эпические произведения древности восходят к образам фольклора, обогащаются его идеями, сконцентрированным в них жизненным опытом. В колоссальной по размеру поэме "Шахнаме" (976-1010; около 100 тыс. строк) Фирдоуси создал многогранный, драматически сложный образ героя-патриота богатыря Рустама, образы простых людей, способных на высокие чувства и подвиги во имя справедливости и человеческого достоинства, воспел разум, как высший дар, как залог бессмертия человека. Высокая гуманистическая устремлённость, героический дух, ёмкость и благородство мысли, классическая ясность выражения отличают такие шедевры мировой литературы, как созданные почти одновременно (во 2-й половине 12 в.) "Витязь в барсовой шкуре" Ш. Руставели, "Пятерица" Низами и выдающееся произведение древнерусской литературы "Слово о полку Игореве". Эти поэмы оказывали существ. воздействие на формирование общественного сознания народов, их представлений о добре, мужестве, дружбе. В лёгких, музыкальных стихах, складывающихся в сложную, но гармонически совершенную поэтическую форму, Руставели воспел любовь, товарищество, поэзию как "отрасль мудрости", продемонстрировал глубокое проникновение во внутреннюю сущность явлений и психологию человека, создал мир идей, имеющих всеобщее значение, предвосхитил гуманистические концепции Раннего Возрождения. Пять поэм Низами, оказавших влияние на развитие многих восточных литр., свидетельствуют о выдающемся культурном, философском диапазоне автора, излагающего свои смелые и оригинальные представления о мире, государстве и человеке в стихах, отличающихся высокой поэтической техникой, сложностью образного строя, тонким лиризмом и эпическим размахом. Органически впитав богатства русской народной поэзии, автор "Слова о полку Игореве" создал непреходящие по своей художественной ценности образы верности патриотическому долгу и любовному чувству. В "Слове..." русский народ заявил о своих политических интересах, суть которых К. Маркс определил как "...призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,2 изд., т. 29, с. 16). Черты героического самосознания, патриотизма содержатся во многих памятниках древнерусской литературы, в том числе в ряде "поучений" и посланий, в апокрифах, агиографических сочинениях, летописях (например, "Поучение" Владимира Мономаха, "Слово о погибели русской земли", "Житие Александра Невского", "Повесть временных лет" и др.). Литература периода Киевской Руси - общий источник русской, украинской, белорусской литератур.
С 13 в. начался период разрушительных нашествий монголо-татарских полчищ, персидских, турецких, немецких завоевателей. Передовые писатели и мыслители, носители художественных традиций и культурного прогресса повсюду становились на защиту интересов своих народов. В 15 в. значительное воздействие на ход литературного процесса на Востоке оказало творчество узбекского поэта Алишера Навои. Его стихи (около 30 сборников), поэмы, из которых выделяются составляющие знаменитую "Пятерицу" (своеобразный "ответ" на аналогичное произведение Низами), прозаические сочинения и научные трактаты всесторонне раскрывали духовную жизнь современной поэту Средней Азии, утверждали ценность человеческой личности.
В 16 в. развернулась просветит. деятельность основателя книгопечатания в России и на Украине Ивана Федорова и основоположника восточнославянского книгопечатания белорусского учёного-гуманиста Франциска Скорины. В середине 17 в. Украина воссоединилась с Россией; в думах и песнях украинский народ воспевал товарищество-побратимство, военную доблесть, презрение к личным страданиям, красоту родной земли. К 18 в. относится творчество выдающегося украинского философа-просветителя, человека энциклопедической культуры, писателя и педагога Г. Сковороды; его поэтические произведения, собранные в книге "Сад божественных песней", восхваляли свободу, силу человеческого духа, обличали крепостничество. Гуманистические традиции Руставели развивались в дидактическо-воспитательные произведении грузинского писателя и политического деятеля, одного из основателей новогрузинского литературного языка С. Орбелиани "О мудрости вымысла", в котором утверждалась мысль о том, что невежество - первопричина общественного зла. Традиции Руставели были продолжены и в творчестве последнего крупного грузинского поэта 18 в. Д. Гурамишвили. В поэме "Беды Грузии" (1787), повествующей о трагическом периоде истории страны, опустошаемой внешними врагами и внутренними междоусобицами, открыто проводилась мысль о разложении светской и духовной феодальной знати, на которую автор возлагает ответственность за судьбу родины. В поэме "Пастух Кацвия" (1787) Гурамишвили проявил себя как мастер народно-поэтической формы, тонкий знаток народного языка и специфики народного мышления. Глубоко народными по духу, содержанию и форме были лирические произведения азербайджанских лириков 18 в. Вагифа и Видади, однако общеполитическая ситуация в стране способствовала развитию в их творчестве мотивов пессимизма и религиозной мистики. Крупнейшим народным певцом-импровизатором, тонким лириком и мыслителем явился армянский поэт Саят-Нова, на армянском, грузинском, азербайджанском языках воспевавший любовь как вечный источник жизни мира и высшую ценность жизни - человека. Просветит. идеи оказали влияние на творчество литовского поэта 18 в. Кристионаса Донелайтиса, давшего в дидактической поэме "Времена года" (изд. 1818) яркое изображение картин народного быта, и на преобразователя туркменского поэтического языка Махтум-кули, утверждавшего в своих стихах принципы народной мудрости и морали.
В России Просвещение как основное направление общественной мысли 18 в. возникло на благоприятной идеологической почве, подготовленной реформами Петра I. Культурно-политическая концепция русского Просвещения основывалась на идее гражданского долга и общего блага нации. Необходимость создания общенациональной литературы, литературных реформ утверждалась в теоретических выступлениях, творческой практике А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, торжеств, оды которого вместе с трагедиями А. П. Сумарокова сделались основными литературными жанрами времени, знаменовали начало новой русской литературы. Важным шагом в развитии поэтического искусства стало творчество Г. Р. Державина; его стихи, несмотря на типичную для классицизма дидактику и аллегоризм, оживлялись введением личных биографических мотивов, конкретностью изображения, пластичностью образов, элементами живой разговорной речи. Этапное произведение русской литературы - первая социальная комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль" (пост. 1782, опубл. 1783), сыгравшая важную роль в развитии русского национальный театрального искусства. В комедии с блестящим остроумием подвергались критике созданные крепостным правом общественные отношения. Сатирическое направление русской литературы получило яркое выражение в проникнутых подлинной народностью баснях И. А. Крылова. Широтой охвата русской действительности конца 18 в., глубиной проникновения в социальные противоречия эпохи отличается? революционная энциклопедия русского Просвещения - книга А. Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790). В произведениях Фонвизина, Радищева, а также в сатирах Кантемира зарождались элементы критического реализма. В прозе Н. М. Карамзина, признанного главы русского сентиментализма, была создана новая для русской литературы эмоционально-психологическая структура повествования; предпринятые писателем попытки выражения личности в её многообразии и индивидуальной неповторимости оказали несомненное влияние на дальнейшее развитие русской прозы. В элегической поэзии В. А. Жуковского выявлялись тенденции своеобразного мистико-романтического тяготения к поэтической фантастике (см. Романтизм).
Литературный процесс 16-18 вв. подготовил новый этап - этап становления национальных литератур и создания литературного языков. В 19 в. процессу взаимодействия и взаимовлияния литератур в немалой степени способствовало освободительному движение в России. На всех трёх этапах - дворянском, разночинном, пролетарском - оно формировало передовую общественную мысль, определяло содержание национальных литератур; в совместной борьбе с царизмом складывались и крепли их интернациональные связи. Это нашло выражение в развитии активного романтизма и критического реализма, в идеях свободолюбия, общественного долга, деятельного патриотизма, ненависти к любому проявлению зла и насилия, мракобесия и отсталости.
Вершинные образцы русской классической литературы 19 - начала 20 вв. стали достоянием духовной культуры человечества. В комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" (1824) с позиции декабристской идеологии были раскрыты коренные социально-политические проблемы русской жизни, обострившиеся в период 1812-25. Осуществленное Грибоедовым соединение разговорной речи со стихом, ёмкость, афористичность выражения стали важным этапом в развитии русского реалистического языка. Всемирно-историческое значение приобрели завоевания реализма в произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, А. И. Герцена, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, идейно-эстетической концепции революционных демократов В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. В Пушкине русский народ впервые со всей полнотой осознал себя художественно, в его творчестве выразился глубокий нравственный смысл народных идеалов. Достоевский указывал на "всемирность и всечеловечность" гения Пушкина, имея в виду не только место поэта в истории мировой культуры, но и органическое усвоение им духовного опыта человечества, заложенную в пушкинской концепции мира национальную русскую идею всечеловечески братского единения людей. Историзм мышления, попытки уяснить предпосылки общественной справедливости в самом ходе исторического процесса привели Пушкина к глубокому осмыслению "судьбы человеческой" и "судьбы народной". Исторически конкретно осознавая дисгармоничность мира, поэт противопоставлял ей идеал новой жизни. Светом этого идеала, опирающегося на сознание универсальности всемирной истории и культуры, на веру в безграничность духовных возможностей личности и заложенные в народном сознании нравственные ценности, освещен весь путь русскую литературы. В поэзии Ф. И. Тютчева была создана романтическая концепция личности; мир, природа и человек предстают в его стихах в постоянной борьбе, в столкновении противодействующих сил. Трагические мотивы сочетаются у него с прославлением сильных духом, с поэтизацией гроз и бурь в природе и душе человека. В безграничном максимализме лермонтовского мировосприятия, в сознании фатальной неосуществимости идеала и одновременно принципиальной невозможности отступиться от него возникла новая последекабристская романтическая революционность и гражданственность. Объективно-ист, предопределённость и плодотворность драмы лирического героя Лермонтова - в предощущении того необходимого духовного кризиса, в котором рождаются новая, нерационалистическая нравственность и новый, неметафизический гуманизм. Остросатирическое осмеяние противоестественности господствующих в крепостнической России общественных форм, пагубной необузданности царивших в ней социальных привилегий, власти денег, уродливых представлений о ценности и достоинстве человека сочеталось в творчестве Гоголя с утверждением всеобъемлющего идеала жизнеустройства, выдвигаемого как идеал национального возрождения. Перспективу духовного обновления русских людей Гоголь видел в самой природе русского национального характера.
Особенности пушкинского и гоголевского направлений русской литературы синтезированы в реализме Тургенева, создавшего широкую картину умственных движений, борьбы идей, духовной жизни общества. Обнаружив трагический разлад между мыслью и действием лучших представителей передового дворянства, Тургенев создал образы, в которых воплотил свои представления о новом типе героя-деятеля. Новаторское творчество Некрасова, выступавшего как бы от имени униженного крепостничеством крестьянства, со всей полнотой выразило революционно-демократический взгляд на русскую действительность и тенденции её развития. В гротескных, фантастических формах Салтыков-Щедрин показал "призрачность" реальной жизни пореформенной России - мира реакции, эксплуатации, лицемерия и беспринципности. Видное место в утверждении русской реалистической драматургии принадлежит А. Н. Островскому, нравственно-обличительные, социально-бытовые пьесы которого Добролюбов называл "пьесами жизни". Широта эпического охвата действительности и беспримерное проникновение в психологию человека, отражение в частной жизни людей истории народа, небывалая интенсивность духовных исканий делают творчество Л. Н. Толстого уникальным явлением русской и мировой литературы. Писатель вынес суровый приговор миру, погрязшему в пороках, лжи и преступлениях, и призвал к нравственному возрождению. "Эпоха подготовки революции в одной из стран, придавленных крепостниками, выступила, благодаря гениальному освещению Толстого, как шаг вперед в художественном развитии всего человечества" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 19). Стремительный драматизм идеологических, социально-философских романов Достоевского выявлял через изображение "глубин души человеческой" узловые идейные и общественные конфликты истории и переходной эпохи в жизни России. Со всей бескомпромиссностью ставя вопрос о социальной несправедливости, писатель, при отрицании революционной способов воздействия на мир, вскрыл тем не менее неизбежность идеи бунта против мира страданий. Новым этапом в развитии критического реализма явилось творчество Чехова, предельно объективировавшего художественное изображение характеров и событий. Мысль о гибели человека, задавленного тусклой обыденщиной, ощущение неизбежности перемен в жизни русского общества определили особенности его новеллистики и драматургии.
Русские писатели 19 в., от Грибоедова до Чехова, разоблачая страшный мир "мёртвых душ" царской России, всегда верили в её будущее; образ "птицы-тройки" стал глубоко символичным воплощением русского представления о высоком историческом предназначении России. Защита "маленького" человека, суверенных прав его личности, трагическая противоречивость "лишних людей" - "героев нашего времени", протест против устоев "тёмного царства", настойчивое стремление понять "кто виноват?" и "что делать?", пути восхождения человека по ступеням нравств. совершенства, жизнь русского общества в дни "войны и мира", поиски образа "положительно прекрасного человека", противостоящего всей силе и мерзости "карамазовщины", появление "новых людей", носителей революционного сознания, историко-социальный аспект конфликта "отцов и детей", защита человеческого достоинства и прав женщины, духовное умирание "людей в футлярах" - такова только малая часть той проблематики, которая была выдвинута русской литературой 19 в., ставшей для передовых писателей всех национальностей, входивших в состав Российской империи, неисчерпаемым источником идей и образов, школой реализма, примером высокого общественного служения.
Творцы национальных литератур были убеждёнными пропагандистами передовой русской литературы и первыми её переводчиками на родные языки. А. Н. Толстой писал об этом: "Если обратиться к биографиям виднейших национальных деятелей середины и конца прошлого века, станет очевидно, что передовые идеи, понимание жизни и истории они черпали в нашей классической литературе...". Имена великих русских писателей и критиков "...мы найдем в записных книжках, письмах, в признаниях друзьям, наконец, в самих произведениях писателей: в Грузии - у Ильи Чавчавадзе, Акакия Церетели, в Азербайджане - у Мирзы Фатали Ахундова, в Армении - у Налбандяна, Сундукяна, Ованеса Туманяна, на Украине - у Леси Украинки, Коцюбинского и, конечно, у Шевченко, в Белоруссии - у Купалы и Коласа, у узбеков - у Фурката, у казанских татар - у Шарифа Камала, у осетин - у Коста Хетагурова, у евреев - у Переца, Шолом-Алейхема и так далее" (Толстой А. Н., Четверть века советской литературы, 1943, с. 31-32). Благотворное влияние русской литературы испытали и другие выдающиеся представители украинской, грузинской, армянской, латышской, эстонской и других литератур, выступившие за дружбу народов России, за единство с русской демократией, за овладение достижениями передовой русской культуры: И. Франке, М. Богданович, Ю. Жемайте, Райнис, Э. Вейденбаум, Ф. Крейцвальд, Э. Вильде, В. Александри, М. Эминеску, А. Исаакян, Тукай, Г. Ибрагимов, Дж. Мамедкулизаде, М. А. Сабир, Менделе Мойхер-Сфорим и др. Их творчество было связано с национально-освободительными, демократическими, а порой и социалистическими тенденциями.
Отстаивая права народов на развитие национальной литературы и языка, Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Писарев, их последователи в национальных литературах неоднократно указывали на подчинённость национального вопроса социальному, на возможность разрешения национальной проблемы лишь на почве социального освобождения. Раскрывая социальную противоречивость национальной культуры каждого народа в условиях классово антагонистической борьбы "двух культур" в каждой национальной культуре: демократической и социалистической, с одной стороны, и буржуазно-дворянской, клерикальной - с другой, В. И. Ленин доказал объективную необходимость появления новых закономерностей искусства на основе новых исторических закономерностей в целом. В 1905 в работе "Партийная организация и партийная литература" Ленин указывал на историческую обусловленность возникновения новой литературы, воодушевлённой идеей социализма, обращенной к "...миллионам и десяткам миллионов трудящихся..."; передовая революционная мысль будет оплодотворена в ней "...опытом и живой работой социалистического пролетариата... " (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 104).
Ярким выражением общественного подъёма 1890-х гг., связанного с вступлением России в третий, пролетарский этап освободит. движения, явилось творчество М. Горького, который подверг точному и всестороннему художественному анализу российскую предреволюционную действительность, воспел безграничную талантливость народа, создал яркие образы глашатаев революции, доказал историческую закономерность и справедливость революционной ломки "свинцовых мерзостей" царского строя. Патриот и гуманист, Горький черпал в деятельности большевистской партии, в общественной практике русского пролетариата и рабочих других национальностей живые примеры героических подвигов и человеческой красоты. В романе "Мать" (1906) он создал классический образец литературы социалистического реализма, обозначив тем самым новый этап в истории русской и мировой литературы.
Реалистическая литература у народов России в 19 в. формировалась в условиях присоединения национальных окраин к Русскому государству, вовлечения их в общероссийский исторический процесс развития капитализма и подъёма национально-освободительного движения.
В 1-й половине 19 в. украинский народ выдвинул Шевченко. Глубокое проникновение в идейный и образный строй народного мышления, общечеловеческая значимость содержания, бескомпромиссный реализм изображения действительности, окрашенный революционно-романтическим пафосом свободы личности, свободы народа, делают автора "Кобзаря" (1840) основоположником новой украинской литературы, ставшей явлением мировой литературы. По пути критического реализма и народности, проложенному Шевченко, развивалось творчество Марко Вовчок, Л. Глебова, С. Руданского, И. Франке, А. Свидницкого, О. Ю. Федьковича, М. Коцюбинского, Леси Украинки, П. Грабовского, В. Стефаника и др.
Демократическое содержание и реалистические тенденции в белорусской литературе были представлены в 19- начале 20 вв. творчеством Ф. Богушевича, М. Богдановича, А. Тётки, Янки Купалы, Якуба Коласа и др.
Прогрессивные тенденции армянской литературы 19 в. выразил Х. Абовян, который воспевал чувство национального достоинства, патриотизм; исторический оптимизм писателя, его вера в национальное, политическое и культурное возрождение армянского народа зиждились на осознании необходимости братской дружбы с русским народом. 60-е гг.- период утверждения в армянской литературе реализма и прогрессивного романтизма. На это время приходится деятельность одного из видных представителей революционно-демократического движения М. Налбандяна. В прозе и драматургии А. Ширванзаде создана психологически достоверная, сатирическая картина вытеснения патриархальных отношений капиталистическим укладом, который в свою очередь начинал испытывать разрушит. действие революционных сил. В эпической поэзии О. Туманяна воссозданы исторические картины жизни армянского народа, его философские, нравственные искания, социально-психологические конфликты армянской действительности, утверждается высокая роль искусства в преобразовании мира и человека. С историей и культурой армянского народа, с лучшими традициями русской и мировой литературы глубоко связано творчество А. Исаакяна, полное скорбных и мучит. раздумий о судьбах человека, о несправедливости жизненного устройства. Незадолго до Октябрьской революции 1917 выступил поэт А. Акопян, творчество которого во многом созвучно творчеству Демьяна Бедного.
В драматургии Мирзы Фатали Ахундова, в деятельности учёного-просветителя А. Бакиханова, в поэзии Мирзы Шафи Вазеха и поэта-сатирика Закира? азербайджанская литература 19 в. заявляла о необходимости борьбы против деспотизма, феодальной отсталости, религиозного суеверия. В конце 19 - начале 20 вв. развернулась деятельность писателей, связанных с журналом "Молла Насреддин": Мамедкулизаде, Сабира, А. Ахвердова, М. Ордубады и др.
Властителями дум грузинской демократической общественности стали в 19 в. поэты-романтики: поэзия Н. Бараташвили была проникнута идеями национального освобождения, политическим вольнодумством, верой в торжество разума и сознанием трагической несовместимости с окружающей его действительностью. Неповторимое своеобразие грузинского национального характера, драматические эпизоды грузинской истории, тяжёлая доля крестьянина, мудрость и красота народного творчества, чистота и благородство устремлений передового человека становятся предметом художественные исследования в произведениях А. Чавчавадзе, Г. Орбелиани, Р. Эристави, Г. Церетели, А. Казбеги, Важа Пшавелы, Э. Ниношвили, И. Евдошвили, Л. Киачели и др. Крупнейшие грузинские писатели 19 в.- И. Чавчавадзе и А. Церетели, испытавшие сильное воздействие идей русских революционных демократов, выступили как вожди национально-освободительного движения.
Завоевания реалистической латышской литературы конца 19 - начала 20 вв. связаны с именами А. Пумпура, братьев Каудзит, Р. Блаумана и главным образом Райниса и А. Упита, отразивших этапы становления и революционной борьбы латышского пролетариата как части общероссийского пролетарского движения. Эти писатели, а также В. Лацис, Я. Судрабкалн, А. Чак и др. были зачинателями советской латышской литературы.
В конце 19 - начале 20 вв. демократическое направление в реалистической литовской прозе было представлено рассказами и повестями Ю. Жемайте, рассказами И. Билюнаса, поэзией Ю. Янониса. Передовые литовские писатели демократического направления становятся после 1940 в ряды советских писателей: А. Венуолис, П. Цвирка, Л. Гира, В. Монтвила, С. Нерис, А. Венцлова, Т. Тильвитис, В. Миколайтис-Путинас и др.
Эстонская литература 2-й половины 19 в. разрабатывала проблемы, связанные с крестьянским освободительным движением (Ф. Р. Крейцвальд, В. Вильде, А. Таммсааре и др.). В период Революции 1905-07 здесь возникла пролетарская литература, видными представителями которой явились Ю. Лилиенбах, В. Юхкум и др. Восстановление Советской власти в Эстонии (1940) ознаменовалось переходом на социалистические позиции таких писателей-демократов, как Ю. Сютисте, И. Барбарус, И. Семпер, А. Якобсон и др.
Присоединение во 2-й половине 19 в. Средней Азии к России вызвало к жизни просветительное движение, возникшее под влиянием русской передовой культуры. Выдвинулась плеяда писателей, публицистов, учёных, посвятивших себя вопросам национального просвещения (Мукими и Фуркат - у узбеков, А. Дониш и С. Айни - у таджиков, Молланепес - у туркмен). Аналогичные процессы наблюдались у казахов (А. Кунанбаев, Ч. Валиханов), осетин (К. Хетагуров), чувашей (К. Иванов), коми (И. Куратов), якутов (А. Софронов, Н. Неустроев).
Культурное наследие тех народов, которые до Октябрьской революции не имели письменности (некоторые народы Кавказа, Сибири, Поволжья, Средней Азии), составляло главным образом устное народное творчество. Подробнее историю русской литературы см. в разделе Литература в ст. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, историю литератур других народов Союза ССР в разделе Литература в статьях о союзных и автономных республиках.
? Советская литература - детище Великой Октябрьской социалистической революции 1917, экономических, социальных и культурных преобразований в советском обществе, выразивших объективные закономерности его исторического движения к социализму и коммунизму. Советская литература представляет собой идейно-эстетическое единство динамически взаимодействующих национальных литератур, художественный опыт каждой из которых становится общим достоянием.
Пути советской литературы определяются общеисторическими закономерностями развития социалистического общества, ленинской национальной политикой Коммунистической партии, обеспечивающими расцвет, сближение и взаимообогащение культур социалистических наций и народностей. Как литература социалистического реализма, советская литература базируется на принципах марксистско-ленинской партийности, народности, коммунистической идейности, социалистического интернационализма и отражает главные закономерности эпохи перехода к коммунизму. В этом её необоримая жизненная сила и исторический оптимизм.
У народов СССР с первых дней установления Советской власти появились общие идейно-политические и культурные устремления: защита завоеваний революции, социалистическое переустройство всего общественно-бытового уклада, восстановление разрушенного 1-й мировой войной, интервенцией и контрреволюцией народного хозяйства, создание социалистического общества, новой культуры.
В годы Октябрьской революции и Гражданской войны определились задачи борьбы против тенденций идеологически враждебных, эстетически чуждых основные линии развития советской культуры. Среди писателей были откровенные противники революции, выразители мелкобуржуазной идеологии, а также те, кто трудно находил свой путь к осознанию социалистического характера, движущих сил революции. У истоков советской литературы стояли люди, тесно связавшие себя с революционной борьбой (в России - Горький, Демьян Бедный, А. С. Серафимович, в Латвии - Упит, в Армении - Акопян, в Азербайджане - Ордубады, на Украине - В. Эллан-Блакитный, в Казахстане - С. Сейфуллин, в Осетии - С. Гадиев, Ц. Гадиев, в Дагестане - Г. Саидов, в Карелии - Я. Виртанен и др.); непосредственно участвовали в разработке теоретических и практических основ национальных литератур видные революционеры (А. В. Луначарский, В. В. Боровский, С. Шаумян, А. Ф. Мясников, Ф. Махарадзе, Н. Нариманов, В. Мицкявичюс-Капсукас, А. Арайс-Берце и др.); молодые писатели шли в литературу из среды рабочего класса, крестьянства, трудовой интеллигенции, из рядов Красной Армии.
Большинству национальных литератур первых послереволюционных лет свойственно романтическое восприятие действительности, источником которой была сама жизнь - великая революционная ломка, создавшая высокие представления о новом миропорядке, о подвиге во имя его окончат. торжества. Этой эмоциональной атмосфере, прежде всего, отвечали лирические жанры. В. В. Маяковский говорил, что "...литература революции началась со стихов" (Полн. собр. соч., т. 12, 1959, с. 142). Революционный шаг восставшего народа запечатлен в стихах Маяковского ("Ода революции", "Левый марш" и др.), в лирико-патетических поэмах А. А. Блока ("Двенадцать", 1918), Демьяна Бедного ("Главная улица", 1922), В. В. Хлебникова ("Ночь перед Советами", 1921), В. Сосюры ("Красная зима", 1921), Е. Чаренца ("Всепоэма", 1922), М. Чарота ("Босые на пожарище", 1922), Л. Квитко ("Красная буря", 1918), С. Кудашева ("Октябрь". 1920) и др. Поэзия - от агитки до высокой оды - обратилась к эстетике предельных контрастов в сопоставлении прошлого с настоящим, к символическим образам стихии, мирового пожара, к стилевой экспрессии. Использование поэтами фольклорных, мифологических, библейских образов и формул поэтического мышления имело целью воссоздание грандиозности, неповторимости и всечеловеческой значимости происходящих событий. Новаторский характер поэзии 20-х гг. определялся необходимостью найти художественные средства, соответствующие масштабам эпохи. При этом оказалось, что "космическая" образная система поэтов пролеткультовского толка (см. Пролеткульт), всякого рода левацкие загибы, в том числе рецидивы футуризма, на деле далеки от подлинного новаторства. Маяковский, П. Тычина, Е. Чаренц, Г. Табидзе, М. Чарот, Х. Такташ, С. Вургун и др. создавали новый поэтический язык для выражения чувств и мыслей современника - человека, воспринимающего высокие идеи и цели революции не отвлеченно, а в конкретно-историческом преломлении, среди реальных противоречий действительной жизни. Пути решения этих художественных задач приводили многих поэтов к традиционным жанрам народной поэзии, к вечно живым истокам народного языка (песни Янки Купалы; сб. И. Кулика "Мои коломыйки", 1921, и др.). Таков же генезис лучших образцов политической и бытовой сатиры (Демьян Бедный и др.). Идейно-эстетические итоги творческой эволюции С. А. Есенина были закреплены в сборнике "Русь Советская" (1922), выразившем принятие поэтом новой "коммуной вздыбленной" России. В условиях, созданных Октябрём, национально-исторический опыт приобретал общесоюзный масштаб; характерно единство идейно-тематических исканий, проявившихся, в частности, в изображении героических образов бакинских комиссаров. Поэтические произведения об их трагической гибели создали Маяковский, Н. Н. Асеев, Есенин, С. И. Кирсанов, П. Хузангей, Акопян, Чаренц, Н. Зарян, Вургун, М. Мушфик, С. Рустам, Тычина, Бажан. Интернационалистическим устремлениям советских людей отвечало стихотворение М. А. Светлова "Гренада" (1926). В 20-е гг. закладывались основы многоязычной ленинианы. В сознании масс образ Ленина был символом революции, воплощением надежд, залогом победы в трудной битве за новую жизнь, братского единства народов Советского Союза. "Мы родные по Ильичу", - писал татарский поэт Х. Туфан. Через изображение величия дел Ленина происходило лирическое "причащение" к революционному движению, "великому чувству по имени класс" (Маяковский).
Сложный путь проходила в своём развитии проза 20-х гг. Преодолевая обобщенно-романтизированные, а подчас и схематизированные принципы изображения послереволюционной жизни, модернистские идейно-эстетического влияния, советская литература шла по пути органического слияния романтического пафоса и реалистической достоверности в изображении противостояния и борьбы двух антагонистических миров: "Неделя" (1922) Ю. Н. Либединского, "Два мира" (1921) В. Я. Зазубрина, "Партизанские повести" (1923) Вс. В. Иванова, "Падение Дайра" (1923) А. Г. Малышкина, "Ветер" (1924) Б. А. Лавренева, "Реки огненные" (1924) Артема Весёлого, повести Л. Н. Сейфуллиной, А. С. Неверова, рассказы А. Головко. Исторически и психологически достоверную картину превращения массы в революционный коллектив, спаянный высокой идеей и волей к победе, показал Серафимович в романе "Железный поток" (1924). Ярко индивидуализированный образ легендарного комдива, в котором были персонифицированы типические черты народа, разбуженного революцией, создал Д. А. Фурманов в романе "Чапаев" (1923).
Начиная с 1921, появляются "толстые" литературно-художественные журналы: "Красная новь" (создан по инициативе Ленина), "Книга и революция", "Печать и революция", "Сибирские огни", "Молодая гвардия", "Новый мир", "Октябрь" и другие общесоюзные и региональные издания, формировавшие и направлявшие литературный процесс (см. Литературно-художественные журналы). Перед литературой встала задача воплотить в художественных формах социально-историческое своеобразие эпохи, воссоздать новую атмосферу общественной жизни. Широкое распространение получили произведения, опирающиеся на реальные события, конфликты, судьбы, жизненный материал, пережитый подчас самим писателем: "Разгром" (1927) А. А. Фадеева, "Цемент" (1925) Ф. В. Гладкова, "Бруски" (1928-37) Ф. И. Панферова, "По ту сторону" (1928) В. П. Кина, "Конармия" (1926) И. Э. Бабеля, "Бурьян" (1927) Головко, "Земля" (1928) К. Чорного, "Глубокие корни" (1928) Г. Ибрагимова, "Рашид" (1935) Д. Демирчяна, "Коммунистка Раушан" (1929) Б. Майлина и др. Эти произведения пронизаны пафосом реального видения революционно-социалистические перспективы; образы Кожуха, Чапаева, Левинсона, имевшие огромное воспитательное значение, воплощали типические черты новых героев - носителей революционного сознания. Сложные нравственно-философские вопросы были поставлены в романах и повестях Л. М. Леонова, К. А. Федина, Ю. К. Олеши, М. Л. Слонимского, П. Панча, М. Джавахитвили, С. Зорьяна, А. Кадыри, М. Ауэзова и др. В романтико-фантастической повести "Алые паруса" (1923) А. С. Грин рассказал о торжестве человеческой мечты о счастье.
В остродраматической борьбе нового со старым, в отражении судьбы народной в судьбах индивидуальных черпала сюжеты драматургия 20-х гг.; её героем стал человек, осознавший величие революции, её защитник и идеолог: "Бронепоезд 14-69" (1922) Вс. Иванова, "Любовь Яровая" (1926) К. А. Тренева, "Разлом" (1928) Лавренева, "Рельсы гудят" (1928) В. М. Киршона, "97" (1924) и "Коммуна в степях" (1925) М. Кулиша. "Диктатура" (1929) И. Микитенко, "Севиль" (1928) и "Алмас" (1931) Дж. Джабарлы, "Бай и батрак" (1918) Х. Н. Хамзы, "Два коммуниста" (1928) К. Яшена, "Старик Камали" (1925) Ф. Бурнаша и др. В пьесах "Дни Турбиных" (1926) и "Бег" (1928, пост. 1957) М. А. Булгаков показал историческую обречённость белогвардейского движения, внутренний кризис белоэмигрантской среды.
Конкретно-историческая социальная обусловленность человеческих судеб, их вовлеченность в сложные жизненные процессы, прошлое Родины как её непреходящее духовное богатство - такие темы разрабатывались в возникавшем во 2-й половине 20-х гг. советском исторический романе (О. Д. Форш, А. П. Чапыгин, Ю. Н. Тынянов, Н. Лордкипанидзе, З. Бядуля и др.). Большие историко-философские обобщения, панорамное изображение предреволюционной жизни отличают произведения Горького, созданные в 20-е гг. (последнюю часть автобиографической трилогии - "Мои университеты", роман "Дело Артамоновых" и др.). Стремлением к эпическому и историческому осмыслению действительности отмечены 1-я и 2-я книги трилогии "На перепутье" (1923-27) Якуба Коласа; произведения А. Весёлого, С. Н. Сергеева-Ценского, Т. Гартного, А. Бакунца, Айни, Кадыри, Ордубады, Ш. Камала и др. Осознание жизни в её драматической противоречивости, исторической перспективе и революционном развитии - одно из завоеваний социалистического реализма, проявившееся уже в лучших произведениях 20-х гг.
В 1928 М. А. Шолохов опубликовал 1-ю книгу "Тихого Дона" (4-я книга - 1940) - романа, принёсшего писателю мировую известность. Исторически и психологически достоверный рассказ о судьбах донского казачества перерос во всенародную эпопею о трудных путях к новой жизни через горнило революции. Неуклонное следование правде жизни, воплощение действительности в её противоречиях и острых конфликтах, возникающих в сложном и трудном процессе рождения нового, коммунистического мира, определили особое значение "Тихого Дона".
Масштабностью исторического мышления отмечен ряд поэтических произведений Поэмы Маяковского "Владимир Ильич Ленин" (1924) и "Хорошо!" (1927) утвердили традиции гражданской социальной поэзии, пронизанной лиризмом "личного" отношения поэта к избранной теме. О революции, о народе как творце собственной истории пишут Есенин ("Анна Онегина", 1925), Э. Г. Багрицкий ("Дума про Опанаса", 1926), Асеев ("Семен Проскаков", 1928), Б. Л. Пастернак ("Девятьсот пятый год", 1925-26, и "Лейтенант Шмидт", 1926-1927), И. Л. Сельвинский ("Улялаевщина", 1927), М. Рыльский ("Сашко", 1929), Я. Купала ("Неназванное", 1925), Я. Колас ("Новая земля", 1923, и "Симон-музыкант", 1917-25), Чарот ("Краснокрылый вещун", 1923), П. Трус ("Десятый фундамент", 1928), Сейфуллин ("Советстан", 1926, и "Кокчетау", 1924), Джансугуров ("Степь", 1930) и др.
Бескомпромиссным обличением буржуазных пережитков в психологии людей, в некоторых аспектах социальной жизни отличаются сатирические произведений 20-х гг. В комедиях и сатирических стихах Маяковского всесторонне исследовался и разоблачался тип "совмещанина" - опасного внутреннего врага революции. Приспособленчество, обывательщина, рвачество, карьеризм и т. п. становились объектом осмеяния в комедиях А. М. Файко, В. П. Катаева, А. И. Безыменского, И. Кочерги, Кулиша, К. Крапивы, Ш. Дадиани, П. Какабадзе, Демирчяна; в сатирических произведениях М. М. Зощенко, И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, Гладкова, М. Е. Кольцова, О. Вишни и др.; в стихах Эллана-Блакитного, Г. Цадасы, Х. Намсараева, А. Шогенцукова и др.
20-е гг. отмечены интенсивным развитием художественного перевода (см. Перевод художественный). На языках народов СССР вышли сочинения многих русских писателей.
В 20-е гг. в ряде литератур возникали различные течения, нередко противоборствующие организации и группы, эстетические программы которых отличались нарочитой усложнённостью, подчас аполитизмом, утверждением "автономности" литературы, левацким отказом от классических традиций; некоторые писатели находились под влиянием буржуазной, мелкобуржуазной идеологий (см. Имажинизм, Конструктивизм, "Перевал ", "Серапионовы братья" - в России; "неоклассики" и ВАПЛИТЕ - на Украине; "Академическая группа" - в Грузии; "Армянское литературное товарищество"; "Челабайские беседы" - в Узбекистане; "Алка" - в Казахстане и др.).
Конкретный социально-исторический опыт литература приобрела в условиях ожесточённой классовой борьбы, находившей отражение и на литературном фронте, где чистота идеологии не только отстаивалась в теоретической полемике с различного рода формалистическими, вульгаризаторскими концепциями, с эстетством и национальной ограниченностью, но и утверждалась творческими достижениями национальных литератур. Возможности метода социалистического реализма открывали верные пути тем писателям, которые вели подчас мучительные поиски выходов из тупиков различных эстетических программ.
Ленин и Коммунистическая партия оказывали огромную помощь укреплению идейно-художественных и материальных основ новой литературы. Принципиальна роль в борьбе за идейную чистоту советской литературы выступлений Ленина и ЦК партии против пролеткультовских теорий [письмо ЦК РКП(б) "О Пролеткультах", 1920], в которых было обосновано положение о преемственном развитии социалистической культурой лучших традиций культуры прошлого, против футуристических и прочих модернистских течений, мешавших плодотворному развитию советской литературы. Прямое отношение к литературному процессу имели резолюции по национальному вопросу, принятые 10-м (1921) и 12-м (1923) съездами партии. В резолюции ЦК РКП(б) 1925 "О политике партии в области художественной литературы" обобщались тенденции литературного развития, указывалось на необходимость "завоевания позиций в области художественной литературы", обращалось особое внимание "на развитие национальной литературы в многонациональных республиках и областях нашего Союза".
Одним из важных аспектов культурной революции, развернувшейся в стране, явилась кипучая созидательная работа по формированию ряда новых литератур народов, не имевших до Октябрьской революции своей письменности или развитой литературы. Новые национальные литературы, взаимодействуя с литературами других народов в условиях строительства социализма, укрепления интернациональных тенденций социалистической культуры стремительно проходили путь к искусству, стоявшему на уровне задач современности, - к искусству социалистического реализма. Уже на исходе первого советского десятилетия Горький констатировал бурный "... процесс создания той единой социалистической культуры, которая, не стирая индивидуальные черты лица всех племен, создала бы единую, величественную, грозную и обновляющую весь мир социалистическую культуру" (Собр. соч., т. 30, 1956, с. 365-66).
Конец 20-х - середина 30-х гг.- время индустриализации страны, решит. поворота деревни к социализму, утверждения в ней новых общественных отношений. Революционная энергия масс, приобщившихся в ходе строительства социализма к историческому творчеству, новые невиданные возможности участия в созидат. деятельности народа выдвинули перед литературой задачи глубокого постижения и правдивого изображения жизненных процессов. Естественна тяга писателей к крупной, эпической форме повествования, запечатлевавшей формирование нового общественного сознания, психологии нового человека. Глубина художественного познания сложных явлений современности, чёткость авторской позиции, предельная историческая конкретность повествования о великом революционном переломе в жизни деревни отличают роман Шолохова "Поднятая целина" (кн. 1-2, 1932-60), пронизанный размышлениями об истинной человечности, о путях прогресса, об исторической необходимости. В поэме "Страна Муравия" (1936), развивающей традиции русской классической поэзии и одновременно произведении новаторском, А. Т. Твардовский поднял большие проблемы, связанные с переходом деревни к новой жизни. Всесоюзную читательскую аудиторию завоевали романы "Соть" (1929) Леонова, "Ледолом" (1929) К. Я. Горбунова, "Гвади Бигва" (1938) Л. Киачели, очерковая повесть "Разбег" (1930) В. П. Ставского, поэмы "Трагедийная ночь" (1930) Безыменского, "Над рекой Орессой" (1933) Я. Купалы и др. Характерные для первых пятилеток высокий преобразовательский пафос, невиданные планы и темпы вдохновляли писателей на создание произведений, запечатлевших яркие страницы истории советского общества: "Энергия" (1932-38) Гладкова, "Время, вперёд!" (1932) В. П. Катаева, "День второй" (1933) И. Г. Эренбурга, "Гидроцентраль" (1930-31) М. С. Шагинян, "Большой конвейер" (1934) Я. Н. Ильина, "Ацаван" (1937-47) Н. Зарьяна.
Отличительная черта литературы 30-х гг.- интерес писателей к событиям, происходившим в братских республиках. Расширение писательских контактов, выражавшееся, например, в поездках писательских бригад по стране, укрепление связей между национальными литературами вызвали появление таких произведений, как "Стихи о Кахетии" (1935) Н. С. Тихонова, "Путевой дневник" (1939) В. М. Инбер, "Кара-Бугаз" (1932), "Колхида" (1934) К. Г. Паустовского, "Большевикам пустыни и весны" (кн. 1-3, 1931-48) В. А. Луговского, "Человек меняет кожу" (ч. 1-2, 1932-33) Б. Ясенского, "Роман межгорья" (кн. 1-2, 1929-34) И. Ле, "Будущность" (1938) Э. Самуйлёнка, и др. В 1932 Президиум ЦИК СССР принял постановление об организации Литературного института им. М. Горького для воспитания творческих кадров многонациональной советской литературы. Большое значение имело интенсивное развитие художественного перевода, сделавшего мировым достоянием лучшие образцы национальных литератур.
К середине 30-х гг. в СССР был в основном построен социализм, утвердилось социально-политическое единство советского общества. Связь литературы с жизнью народа, борьба за повышение её художественного уровня, укрепление принципов историзма, социального анализа, народности, коммунистической партийности, идейности составляли реальное содержание многонационального литературного процесса в 20-30-е гг., обусловили общность творческих платформ советских литератур.
Деятельность Коммунистической партии и ведущих советских художников во главе с Горьким по идеологической консолидации творческих сил способствовала преодолению групповых противоречий. Особую роль в этом процессе сыграло постановление ЦК РКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций" (1932), которое выдвинуло задачу "... объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем" ("О партийной и советской печати". Сб. документов, 1954, с. 431). На 1-м Всесоюзном съезде советских писателей (17 августа - 1 сентября 1934, Москва) 582 делегата представляли более 40 литератур советских народов. В докладе Горького был отмечен рост международного авторитета советской литературы, а также то важнейшее обстоятельство, что советская литература "...не является только литературой русского языка, это - всесоюзная литература", что "...разноплеменная, разноязычная литература всех наших республик выступает как единое целое перед лицом пролетариата Страны Советов, перед лицом революционного пролетариата всех стран..." (Собр. соч., т. 27, 1953, с. 324, 296). В уставе СП СССР, принятом съездом, социалистический реализм определялся как основной метод советской художественной литературы и литературной критики, который "...требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма. Социалистический реализм обеспечивает художественному творчеству исключительную возможность проявления творческой инициативы, выбора разнообразных форм, стилей и жанров" (Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографич. отчёт, 1934, с. 716). Пред. Правления Союза писателей СССР был избран Горький. Образование единого писательского союза - итог общественных устремлений, завоевание ленинской национальной и культурной политики и естественный результат художественного процесса.
Одним из самых важных и непосредственных результатов деятельности нового творч. союза явилось расширение взаимосвязей литератур народов СССР, что плодотворно сказалось на каждой из национальных литератур, особенно молодых, возникших незадолго до Октября или в советское время, как младописьменные. Развитие литературного языка, освоение реалистического мастерства, жанровое обогащение литератур, проблемы творческого использования фольклорного и классического наследия были общими проблемами для литератур советских народов в период после 1-го съезда. Творческое использование опыта русской советской литературы, которая в свою очередь обогащалась от соприкосновения с новыми для неё культурными регионами, создавало особую специфику общесоюзного литературного процесса. С 30-х гг. в Москве начали проходить декады и дни искусства и литературы народов СССР, общесоюзный характер приобрели некоторые литературной дискуссии (о творч. методе советской литературы, о формализме, о пережитках вульгарного социологизма в критике, об отношении к национальному классическому наследию и др.), заметную роль стали играть всесоюзные юбилеи национальной литературной классики.
Непререкаемым авторитетом в литературной жизни, заботливым наставником молодых писателей, вдохновителем многочисленных важных и плодотворных начинаний был Горький. Своей прозой, драматургией, публицистикой 30-х гг. он учил широте исторического мышления, смелости в постановке важнейших вопросов современности. В романе-эпопее "Жизнь Клима Самгина" (1925-36) Горький нарисовал многоплановую картину предреволюционной жизни России и убедительно обосновал закономерность Октябрьской революции.
Чувством исторической глубины и устремлённости в будущее пронизаны крупные эпические повествования, созданные Фадеевым, В. Я. Шишковым, К. Гамсахурдиа, Головко, О. Десняком, А. Шияном, Я. Коласом, Чорным, Айбеком, С. Мукановым, Д. Шенгелая, Д. Бергельсоном и др. Многослойное живописное полотно, рисующее пути в революции и Гражданской войне лучшей части старой русской интеллигенции, движение народных масс, руководимых большевиками, развернул в трилогии "Хождение по мукам" (1920- 1941) А. Н. Толстой, 30-е гг. отмечены появлением произведений, посвященных раскрытию духовной биографии нового героя (иногда - на автобиографической основе), показывающих становление характера современника - участника великих событий: "История одной жизни" (1934-38) С. Зорьяна, "Манифест молодого человека" (1940) Мир Джалала, "Кочубей" (кн. 1-2, 1937) А. А. Первенцева; произведения Ю. Смолича, С. Айни, Муканова и др. Призывом к подвигу во имя революции, яркой демонстрацией коммунистического представления о смысле жизни и месте в ней человека стал роман Н. А. Островского "Как закалялась сталь" (1935), оказавший огромное воспитательное воздействие на многие поколения советской и зарубежной молодёжи. Преображение человека общеполезным трудом показано в романе "Дорога на океан" (1936) и пьесах Леонова, в романах "Педагогическая поэма" (ч. 1-3, 1933-35, новые главы - 1936) А. С. Макаренко, "Люди из захолустья" (1937-1938) Малышкина, "Танкер =Дербент?" (1938) Ю. С. Крымова, "Рождается город" (1932) А. Копыленко, "История радости" (1938) И. Ле, "Мои сверстники" А. Кутуя и др. Сложную проблематику человеческих отношений, отражение в сфере быта и повседневного труда результатов мощного преобразующего воздействия на психологию человека новой общественной атмосферы разрабатывала новеллистика 30-х гг. (А. П. Платонов, И. И. Катаев, Олеша, И. Сенченко, А. Каххар, Н. Сарыханов и др.). Опираясь на образы и мотивы уральского фольклора, воспевал человека труда П. П. Бажов ("Малахитовая шкатулка", 1939). В прозе выявляется лирическая тенденция: "Жень-шень" (1933) М. М. Пришвина, "Летние дни" (1937) Паустовского, рассказы и очерки И. С. Соколова-Микитова.
Художественное осмысление истоков социальной энергии народа привело к бурному развитию исторического романа. Особый смысл приобретал вопрос о наследовании героического прошлого; стремление отразить время в типических чертах положит. героя заставляло писателей исследовать прогрессивные черты национального характера, полнее всего выявляющиеся во время больших исторических сдвигов (произведения Сергеева-Ценского, Новикова-Прибоя, С. П. Бородина, Чапыгина, Д. Гулиа, Айни, Муканова, З. Тулуб, Я. Качуры и др.); наиболее крупным завоеванием исторического жанра явился роман А. Толстого "Петр Первый" (1929-45). Эпическое начало входит в историческую и историко-революц. драматургию: "Первая Конная" (1929) и "Оптимистическая трагедия" (1933) В. В. Вишневского, "Гибель эскадры" (1933) А. Е. Корнейчука, "Дума о Британке" (1938) Ю. Яновского, "Партизаны" (пост. 1937) Крапивы, "Арсен" (пост. 1936) С. Шаншиашвили, "Ночные раскаты" (1934) Ауэзова и др.
В поисках форм широкого социально-философского осмысления действительности поэзия 30-х гг. обнаруживала новые жанровые возможности, расширяла и углубляла исследуемые ею тематические пласты. Проблемы народного бытия, трудные пути революционного обновления жизни, трудовые будни города и села, героизм, ставший нормой поведения, утверждение социалистического гуманизма, судьбы отечеств. и мировой культуры - таково многообразие поэтической панорамы этих лет, значительное место в которой занимают крупномасштабные произведения: поэмы "Смерть пионерки" (1932) и "Последняя ночь" (1932) Багрицкого, "Триполье" (1933) Б. П. Корнилова, "Мать" (1933) Н. И. Дементьева, "Кулаки" (1936) П. Н. Васильева, "Маяковский начинается" (1940) Асеева, "Пятилетка" (1932) С. И. Кирсанова, "Смерть Гамлета" (1932), "Число" и "Бессмертие" (1937) Бажана, "Катерина" (1938) Бровки, "Письмоносец" (изд. 1940) М. Джалиля, "Басти" (1937) Вургуна, "Поток" (1937) Т. Жарокова и др. По мотивам и проблемам близки поэме Твардовского "Страна Муравия" "Рушанская скала" (1930) Зарьяна, "В зелёной дубраве" (1939) А. Кулешова и др. В традициях народной поэзии сложил поэму-хронику "Дагестан" (1935-36) Сулейман Стальский. Лирическим героем советской поэзии становился человек, через мироощущение и деятельность которого раскрывался высокий нравственно-философский смысл революционных завоеваний. Знаменательным явлением советской поэзии тех лет стали сборники стихов Тычины "Партия ведёт" (1934) и "Чувство семьи единой" (1938). Точное знание современного народного языка и психологии, эмоциональное богатство, проникновенный лиризм отличали песни М. В. Исаковского. Вместе с В. И. Лебедевым-Кумачом он стал родоначальником советской массовой песни. В своеобразном жанре интеллектуально-насыщенного лирико-поэтического цикла работали Пастернак, О. Э. Мандельштам, Чаренц, П. Яшвили, В. Гаприндащвили, Мюшфик, С. З. Галкин и др.
Большое место в поэзии 30-х гг. занимало освоение писателями народных легенд, сказаний, песен, поэтики, образной системы произведений фольклора (поэмы Л. Н. Мартынова, Д. Б. Кедрина, Исаакяна, Джансугурова, Х. Алимджана и др.). Эстетические открытия многонациональной литературы - органическое выражение принципа народности. Интенсивные художественные поиски на началах социалистического реализма способствовали обогащению творческих индивидуальностей поэтов разных художественных традиций и поколений.
В драматургии 30-х гг. особое место занимают пьесы Горького - "Егор Булычов и другие" (1932), "Достигаев и другие" (1933), вторая редакция "Вассы Железновой" (1910-35). Новый тип социально-исторического драматургического конфликта, движущего действие, новый подход к истории, к действительности революционных лет, герои, выходящие на первый план как творцы и участники революционного обновления мира, - всё это служило развитию многонациональной советской драматургии. Главным объектом изображения драматургов стал герой-творец, деятель, человек революционного размаха, созидательной энергии. Таковы персонажи пьес "Половчанские сады" (1938) Леонова, "Темп" (пост. 1930), "Мой друг" (1932) Н. Ф. Погодина, "Чудесный сплав" (1934) Киршона, "Платон Кречет" (1935) Корнейчука, "Разгром" (пост. 1934) К. Яшена, "Поколение героев" (1937) С. Клдиашвили, "Хаят" (пост. 1935) М. Ибрагимова, "Шодмон" (1939) С. Улуг-зода и др. Вместе с тем советская драматургия добивалась успехов в показе сложных морально-этических коллизий, в изображении тонких душевных переживаний ("Машенька", 1940, А. Н. Афиногенова). Славные страницы истории народа, его борьбы за свободу и независимость, его стойкость, героизм, патриотическая одушевлённость открывались в пьесах "Рыцарь Иоанн" (1937) Сельвинского, "Богдан Хмельницкий" (1939) Корнейчука, "Зарница" (1934) Ауэзова, "Вагиф" (1937) Вургуна, "Алишер Навои" (1940) Уйгуна и И. Султанова, "Хамза" (1940) Яшена и А. Умари. Значительным явлением стали первые части трилогии Погодина о Ленине - "Человек с ружьем" (пост. 1937), "Кремлёвские куранты" (пост. 1942, в новой ред. 1956). Драматургическая лениниана пополнилась пьесами "На берегу Невы" (1937) Тренева, "Правда" (1937) Корнейчука, "Москва, Кремль" Афиногенова. Как и произведения прозаических и? поэтических жанров, советская драматургия выражала творческий, созидательный подъём народа, ведущие тенденции современности - в многообразии индивидуальностей, художественных традиций, жанровых и изобразительных форм.
Бурный расцвет переживала детская литература. Основные эстетические принципы, обусловливающие возможность серьёзного и доверит. разговора с юным читателем были заложены ещё Маяковским. Как в поэзии (К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. Л. Барто, С. В. Михалков и др.), так и в прозе (Б. С. Житков, В. В. Бианки, Л. Пантелеев и Г. Белых, Л. А. Кассиль и др.) создавались художественно убедительные произведения, воспитывающие в детях патриотизм, высокие моральные качества будущих строителей коммунизма, развивающие эстетическое чувство. Проблемы самовоспитания, ответственного отношения к своим поступкам, советского гуманизма и личной отваги ставились в остросюжетных повестях и рассказах А. П. Гайдара.
В 1939-40 многонациональная советская литература пополнилась новыми отрядами революционных писателей Прибалтики и Западной Украины, Западной Белоруссии и Бессарабии, которые в 20-30-е гг. в условиях буржуазного режима продолжали отстаивать и утверждать идеи Октябрьской революции.
Во 2-й половине 30-х гг. обострившаяся международная обстановка привлекла особое внимание советской литературы к темам патриотизма, интернационализма, антифашизма (стихи А. А. Суркова, К. М. Симонова, Луговского, Тычины, Р. Рзы, Алимджана, Джалиля, Леонидзе; поэма Г. Табидзе "Четыре дня" была пронизана тревожным ощущением надвигающейся войны). В антифашистских романах "На Востоке" (кн. 1-2, 1936-37) Павленко, "Я жгу Париж" (1928) Б. Ясенского, "Падение Парижа" (1940-41) Эренбурга, в произведениях, поднимавших тему солидарности с борющейся Испанией (корреспонденции Кольцова, составившие основу его книги "Испанский дневник", 1938; драмы "Европейская хроника", 1953, А. Н. Арбузова; "Салют, Испания!", 1936, Афиногенова; "Парень из нашего города", 1941, Симонова, и др.), советская литература заявила о верности нового поколения защитников Родины революционным традициям.
В жестоких испытаниях Великой Отечественной войны 1941-45 народы Советского Союза отстояли свободу и независимость своего многонационального социалистического государства. Всенародное единство советских людей отчётливо выразилось в дальнейшем сближении братских литератур. Советская литература внесла большой вклад в борьбу с фашизмом. Советские писатели утверждали чувство патриотизма, гордости, исторической правоты советских людей, высокой миссии их подвига. Более трети членов СП СССР ушло добровольцами на фронт. Многие из них отдали жизнь за. Родину, в том числе Гайдар, Д. Алтаузен, И. П. Уткин, Крымов, Б. М. Лапин, Петров, Ставский, Муса Джалиль, О. Десняк, А. Ушаков, П. Страдзынь, Ф. Карим, Б. Булкишев и др. Во время войны, а особенно в первый её период, возросла роль публицистики. Разоблачение человеконенавистнической сущности фашизма и мифа о непобедимости "третьего рейха" в статьях Эренбурга, обращение к героическому прошлому Родины, к национальным традициям, истокам русского национальной характера в статьях А. Толстого, разнообразная по тематике и жанрам публицистика Шолохова, Леонова, Фадеева, А. П. Довженко, Я. Галана, Я. Коласа, В. Василевской, П. Панча, А. Алле, Судрабкална, Демирчяна и др. действенно способствовала мобилизации всех духовных ресурсов народа на борьбу с фашизмом.
С первых дней войны советская поэзия обратилась к традиционным фольклорным формам (заклинание, клятва, заговор, проклятье, оберег, плач и пр.), которые находили живой отклик у массового читателя. Стихи Симонова ("Жди меня"), Суркова ("Землянка"), А. А. Ахматовой ("Мужество"), Джамбула ("Ленинградцы, дети мои!"), Д. Бедного ("Я верю в свой народ"), М. Рыльского ("Украина"), Бажана ("Клятва"), Я. Купалы ("Партизаны"), Леонидзе ("Не горюй, мать"), Исаакяна ("Бранный клич"), Алимджана ("Возьми оружие в руки"), Г. Гуляма ("Ты не сирота") и др. звучали как голос народа, произносившего клятву очистить родную землю от захватчиков, спасти мир от коричневой чумы гитлеризма.
Своего рода гимном Великой Отечеств. войны стала песня Лебедева-Кумача "Священная война" (1941). По-новом