Стереоскопическое кино
Стереоскопическое кино, вид кинематографа, технические средства которого позволяют создавать у зрителя иллюзию объёмности изображаемых на экране объектов. С. к. часто называют объёмным или трёхмерным.
В естественных условиях каждый глаз человека видит пространственный предмет под своим ракурсом и на сетчатке одного глаза возникает изображение предмета, несколько отличное от изображения, возникающего на сетчатке другого глаза. Эти изображения отличаются диспаратностью (при наложении друг на друга контуры таких изображений не совмещаются). Вследствие поперечной диспаратности (т. е. сдвигов контуров вдоль линии, соединяющей зрачки глаз) возникает естественный физиололгический стереоэффект, благодаря которому человек зрительно может определять взаимное расположение предметов в пространстве, их объёмность, рельеф и некоторые др. внешние признаки.
Средства С. к. обеспечивают зрителям возможность видеть на экране каждым глазом раздельные изображения одного и того же объекта, полученные съёмкой с двух разных точек (см. Стереопара). Достигается это стереоскопической киносъёмкой фильма и его проекцией с использованием стереоскопической кинопроекционной аппаратуры. Стереоскопия. киносъёмка копирует, по существу, акт бинокулярного зрения. На киноплёнке последовательно фиксируются стереопары (рис. 1, а) с диспаратными изображениями, несущие информацию о пространственных характеристиках снимаемого объекта.
При воспроизведении стереоскопического фильма сопряжённые кадры одновременно проецируются двумя объективами на экран, налагаясь друг на друга (рис. 1, б). Для того чтобы увидеть пространственную картину, необходимо воспользоваться оптическим сепарирующим устройством (СУ), разделяющим изображения, предназначенные для правого и левого глаза. СУ подразделяются на индивидуальные и коллективные.
Принцип действия индивидуальных СУ состоит в селекции светового потока (спектральной, поляризационной или временной). При спектральной селекции разноокрашенные (в дополнительные цвета) изображения стереопары рассматриваются через очки с разноцветными (такими же, как цвета изображений) стеклами, в результате чего каждый глаз зрителя видит "своё" изображение (см. Анаглифов цветных метод). На рис. 2 схематически представлена картина возникновения у зрителя пространственного образа при рассматривании через сепарирующие очки разноокрашенных изображений стереопары. Поляризационная селекция изображений подобна спектральной, с той лишь разницей, что световые потоки разделяют с помощью поляризационных светофильтров (см. Очки поляроидные). Временная селекция заключается в том, что сопряжённые изображения стереопары проецируются на экран последовательно во времени; при этом перед глазами зрителей устанавливают очки с заслонками (или с обтюратором), которые открываются попеременно, синхронно с проецированием соответствующего изображения стереопары. Этот метод стереопроекции из-за ряда недостатков не нашёл широкого применения.
В качестве коллективных СУ для стереовидения служат растровые стереоэкраны. Такие экраны обеспечивают в горизонтальной плоскости, расположенной на уровне глаз зрителя, существование областей с исключительным видением только правого или только левого изображений стереопары. Эти зоны, называются зонами избирательного видения, или фокальными, веерообразно расходятся из общего центра (рис. 3, а). Ширина зон увеличивается по мере удаления от экрана. Это обстоятельство ограничивает полезную глубину зрительного зала, т.к. там, где ширина зоны больше расстояния между зрачками глаз зрителя, оба глаза оказываются в общей зоне видения одного и того же изображения, а там, где ширина двух смежных зон меньше межзрачкового расстояния, зритель может видеть только плоское изображение.
Более совершенной системой проекции на растровый экран является многостереопарная проекция, при которой на экран проецируется одновременно большая серия изображений одного и того же объекта, снятого со многих точек зрения, расположенных последовательно (см. Интегральное стереокино). В этом случае в зрительном зале создаётся множество расположенных смежно зон избирательного видения, которые позволяют зрителю при перемещении глаз из одной пары зон в другие видеть постепенное изменение ракурсов наблюдаемого объекта (рис. 3, б). Разрабатываются также способы осуществления С. к. на основе голографии.
К достоинствам С. к. относятся правдоподобное воспроизведение пространственных форм объектов, блеска, фактуры, освещённости и цвета различных поверхностей, а также выявление форм и структуры объектов на фоне различного рода помех.
Попытки создания С. к. предпринимались многими изобретателями с конца 19 в. В 1928 Э. Ноайон (Бельгия) показал принципиальную возможность безочковой стереоскопической кинопроекции с использованием растровых экранов. Однако его система, как и системы др. авторов, из-за высокой сложности не получила практического применения. В 1937 в СССР впервые была осуществлена опытная демонстрация стереофильма по безочковой системе, предложенной в 1935 С. П. Ивановым. В 1941 в кинотеатре "Москва" демонстрировался созданный по системе Иванова фильм "Концерт" (режиссер А. Н. Андриевский). Позже в Москве и ряде др. городов имели успех стереофильмы "Робинзон Крузо" (1947, режиссер Андриевский), "Машина 22-12" ("Счастливый рейс", 1949, режиссер В. В. Немоляев) и др. С 1939 также получило распространение (в ограниченных масштабах) С. к. с использованием поляроидных очков. Такой системой, например, оборудован кинотеатр "Октябрь" в Москве. В 1962 выпущен первый широкоэкранный стереофильм-концерт "Вечер в Москве" (режиссер Немоляев), снятый поляроидным методом. В середине 60-х гг. в СССР разработана система С. к., при которой для съёмки и показа фильмов (как на растровом экране, без очков, так и поляроидным методом, с очками) используется 70-мм киноплёнка. По этой системе сняты фильмы "Нет и да" (1967, режиссер А. Н. Кольцатый) и "Таинственный монах" (1968, режиссер Кольцатый).
Лит.: Иванов Б. Т., Стереокинотехника, М., 1956; Валюс Н. А., Стереоскопия, М., 1962.
? Н. А. Валюс.