Большая советская энциклопедия

Стартер

Стартер (англ. starter, от start - начинать, пускать в ход), основной агрегат пусковой системы двигателя, раскручивающий его вал до частоты вращения, необходимой для запуска. Основные узлы С. - двигатель, редуктор, устройства сцепления и расцепления с валом основного двигателя, пусковое устройство (для С., которые не могут запускаться самостоятельно, например бензиновых, турбокомпрессорных). По принципу работы С. подразделяются на инерционные, прямого действия и комбинированные. В инерционных С. раскручивается сначала маховик, в котором накапливается энергия, обеспечивающая прокрутку вала основного двигателя при сцеплении его с валом С. С. прямого действия раскручивает непосредственно вал основного двигателя. Различают С. электрические, турбостартеры, пневматические, гидравлические, бензиновые (см. Пусковой двигатель)и др.

Электрический С. представляет собой, как правило, высокооборотный (до 13000 об/мин) постоянного тока электродвигатель. К электрическим С. относится также С.-генератор, который при запуске работает как С., а при работе двигателя используется как генератор для выработки электрической энергии (см. Постоянного тока генератор); в отличие от С. др. типов, он не отсоединяется от вала основного двигателя после запуска. Мощность электрических С. достигает 25 квт (35 л. с.), рабочее напряжение - от 12 до 112 в.

В турбостартере в качестве двигателя используется турбина, приводимая во вращение воздухом или газами, полученными при сжигании топлива (см. Газовая турбина). В зависимости от источников питания различают воздушные, топливовоздушные, твердотопливные и жидкостные турбостартеры. В воздушном С. турбина вращается сжатым воздухом; мощность достигает 110 квт (150 л. с.). Топливовоздушный С. (газотурбинный или турбокомпрессорный) - малогабаритный газотурбинный двигатель; развивает мощность до 300 квт (400 л. с.). В бескомпрессорных топливовоздушных турбостартерах сжатый воздух для сгорания топлива подаётся из баллонов. В твердотопливном турбостартере (пороховом или пиротурбинном) турбина работает на продуктах сгорания порохового заряда, а в жидкостном - на продуктах сгорания (разложения) однокомпонентного жидкого топлива. Мощность последних 2 типов С. - до 300 квт (400 л. с.).

Гидравлические и пневматические С. обычно представляют собой насосы или компрессоры, работающие как двигатели при подводе к ним жидкости или воздуха с высоким давлением.

Смотрите также: