Сфера обслуживания
Сфера обслуживания, совокупность отраслей народного хозяйства, продукция которых выступает в виде определённой целесообразной деятельности (услуг).
С. о., согласно делению, принятому в планировании и статистике СССР, включает торговлю, общественное питание и отрасли непроизводственной сферы (за исключением отраслей науки, научного обслуживания и управления). Часть услуг население получает в порядке заказов у отдельных граждан. С. о. в СССР составляет примерно ?часть общего национального производства материальных благ и услуг (в 1973 соответственно 89,9 млрд. рублей и 850,2 млрд. рублей). Доля С. о. в общем фонде потребления населением СССР материальных благ и услуг возросла с 29,6% в 1960 до 33,7% в 1974, а занятых (в общем количестве занятых в народном хозяйстве) - с 17,1% в 1960 до 23,7% в 1974. Значительный рост С. о. объясняется структурными сдвигами в составе общественных потребностей. По мере роста материального и культурного уровня жизни народа потребности в услугах образования, культуры, здравоохранения растут относительно быстрее совокупности остальных потребностей населения в силу действия объективного экономического закона возвышения потребностей (см. Возвышения потребностей закон). Увеличивается и доля расходов на платные услуги в потребительских затратах населения. По мере повышения уровня экономического развития страны на долю С. о. приходится возрастающая часть ресурсов общества, продукция её играет всё более значительную роль в потреблении населения. С. о. растет во всех социалистических странах. Та же тенденция характерна и для развитых капиталистических стран. Так, в США в 1950 на долю услуг приходилось 30,4% валового национального продукта, в 1950 - 37,2%, в 1973 - 41,9%.
Лит.: Рутгайзер В. М., Сфера обслуживания - какой ей быть?, М., 1971; США: сфера услуг в экономике, М., 1971; Теоретические проблемы услуг и непроизводственной сферы при социализме, М., 1972; Правдин Д. И., Непроизводственная сфера: эффективность и стимулирование, М., 1973.
? В. М. Рутгайзер.