Ахматова Анна Андреевна
Ахматова (псевдоним; настоящая фамилия - Горенко) Анна Андреевна [11(23).6.1889, Одесса, - 5.3.1966, Домодедово Московской области; похоронена в Ленинграде], русская советская поэтесса. Родилась в семье офицера флота. Училась на Высших женских курсах в Киеве и на юридическом факультете Киевского университета. С 1910 жила преимущественно в Петербурге. В 1912 вышла первая книга стихов А. "Вечер", за ней последовали сборники "Чётки" (1914), "Белая стая" (1917), "Подорожник" (1921) и др. А. примыкала к группе акмеистов (см.Акмеизм). В противоположность символистам с их тягой к нездешнему, туманному, лирика А. вырастала на реальной, жизненной почве, черпая из неё мотивы "великой земной любви". Контрастность - отличительная черта её поэзии; меланхолические, трагические ноты чередуются со светлыми, ликующими.
После Октября, далёкая от революционной действительности, А. всё же резко осудила белую эмиграцию, людей, порвавших с Родиной ("Не с теми я, кто бросил землю..."). В течение ряда лет трудно и противоречиво формировались новые черты творчества А., преодолевавшей замкнутый мир утончённых эстетических переживаний. С 30-х гг. поэтический диапазон А. несколько расширяется; усиливается звучание темы Родины, призвания поэта ("Маяковский в 1913 году", "Данте", цикл "Тайны ремесла"); в её творчество влилась струя историзма - саркастическая отходная дореволюционной эпохе ("На Смоленском кладбище", "Предыстория", "Царскосельская ода", "Петербург в 1913 году"). В годы Великой Отечественной войны в поэзии А. выделяются патриотические стихи ("Клятва", "Мужество"). Мотивы кровного единства со страной звучат в лирических циклах "Луна в зените", "С самолёта". Вершина творчества А. - большая лирико-эпическая "Поэма без героя" (1940-62). Трагедийный сюжет самоубийства молодого поэта перекликается с темой надвигающегося крушения старого мира; поэма отличается богатством образного содержания, отточенностью слова, ритмики, звучания. Поэзия А. в целом характеризуется классической простотой и ясностью стиля, конкретностью и "вещностью" образного строя, высоким лиризмом, мелодичностью. А. принадлежат переводы из восточных, западноевропейских, еврейских, латышских поэтов. Её работы о творчестве А. С. Пушкина отмечены тонкостью анализа. Стихи А. переведены на многие языки.
Соч.: Из шести книг, Л., 1940; Стихотворения (1909-1960). [Послесл. А. Суркова], М., 1961; Бег времени. Стихотворения. 1909-1965, М.-Л., 1965: Голоса поэтов. Стихи зарубежных поэтов в переводах Анны Ахматовой. [Предисл. А. Тарковского], М., 1965; Стихотворения, М., 1967; Стихи разных лет. [Публикация В. Жирмунского], "Новый мир", 1969, № 5.
Лит.: Эйхенбаум Б., Анна Ахматова. Опыт анализа, П., 1923; то же, в его кн.: Статьи о поэзии, Л., [1969]; Озеров Л., Мелодика. Пластика. Мысль, "Литературная Россия", 1964, 21 авг.; Павловский А., Анна Ахматова. Очерк творчества, Л., 1966; Добин Е., Поэзия Анны Ахматовой, Л., 1968; Тарасенко А. Н., Русские поэты XX в. 1900-1955. Библиография, М., 1966.
Е. С. Добин.