Таль (механич.)
Таль (механич.)
Таль (от голл. talie), подвесное грузоподъёмное устройство с ручным или механическим (электрическим или пневматическим) приводом. Различают Т. стационарные и передвижные, подвешенные к специальным тележкам, перемещающимся по подвесным монорельсовым путям.
Т. с ручным приводом имеют корпус, в котором размещен механизм подъёма груза, и крюковую подвеску, к которой подвешивается груз. Механизм подъёма выполняется с червячной или зубчатой передачей и приводится в действие вручную бесконечной (замкнутой) цепью. Приводная звёздочка (блок) механизма подъёма и подвижная звёздочка (блок) крюковой подвески огибаются пластинчатой или сварной грузовой цепью. В механизме подъёма установлен тормоз, предотвращающий самопроизвольное опускание поднятого груза. Грузоподъёмность ручных Т. 0,25-10 т; высота подъёма 3-12 м.
Т. с электрическим приводом (рис.) представляет собой лебёдку с редуктором, электродвигателем, барабаном или звёздочкой, тормозом и крюковой подвеской. Грузоподъёмность 0,25-5 т; высота подъёма 3-18 м, скорость передвижения при управлении с пола при помощи кнопочного пульта 20 м/мин, при управлении из кабины, перемещающейся вместе с Т., - до 360 м/мин. Подвод тока осуществляется от троллейных или гибких проводов (кабелей).
Для работы в пожароопасной среде применяют Т. с пневматическим приводом, получающим для питания сжатый воздух обычно от компрессорной станции или из привозных газовых баллонов. Пневматический привод обеспечивает плавное бесступенчатое регулирование скорости подъёма. Т. применяются как самостоятельные грузоподъёмные устройства в цехах промышленных предприятий, на складах, в ремонтных мастерских, на судах и т. п., а также используются в качестве механизмов подъёма в однобалочных мостовых подъёмных кранах, настенных консольных передвижных и стационарных кранах и монорельсовых грузовых тележках. Т. с механическим приводом иногда называют тельфером.
Лит.: Грузоподъёмные машины, М., 1973.
? Т. А. Никольская.