Тинторетто Якопо
Тинторетто (Tintoretto; собств. Робусти, Robusti), Якопо (29.9.1518, Венеция, - 31.5.1594, там же), итальянский живописец венецианской школы. Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе или Париса Бордонс, а также у Тициана. Испытал влияние А. Скьявоне, Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. С 1539 работал самостоятельно. В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, разнообразные мотивы движения, Т. уже в ранних работах ("Рождение Иоанна Крестителя", конец 1540-х гг., Эрмитаж, Ленинград) новизной и смелостью художественных исканий намного опередил современников. Виртуозно передающая удивление и восторг толпы картина "Чудо св. Марка" (1548, Галерея Академии, Венеция) показывает Т. вполне сложившимся мастером. В 50-60-х гг. 16 в. окончательно складывается индивидуальный стиль Т. Изображая массовые сцены, он передаёт разнообразную реакцию людей на события, прибегает к головокружительным пространственным построениям. Т. любит асимметрические разорванные композиции с прорывами в глубину, использует мощные световые эффекты; чистые, сияющие краски, характерные для ранних произведений Т., всё более утрачивают свою яркость, обретая большую эмоциональную напряжённость ["Введение Марии во храм", около 1555, церковь Санта-Мария дель Орто, Венеция; "Спасение Арсинои", Картинная галерея, Дрезден; 3 картины на темы легенды о св. Марке, 1562-64, Галерея Академии, Венеция и Галерея Брера, Милан (см. илл.)]. Главная его работа - цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565-88), в которой Т. дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды. Особое внимание он уделял здесь изображению народа ("Поклонение пастухов", "Крещение" и др.), пейзажу, который у него нередко растворяет в себе человеческую фигуру, выступая носителем тревожных, романтически взволнованных настроений ("Бегство в Египет" и др.). Остроэмоциональны по замыслу батальные композиции Т. ("Битва при Заре", около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами "Тайная вечеря" в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592-94). Особняком в позднем творчестве Т. стоят росписи зала, так называемые антиколледжо Дворца дождей (1578), полные мягкой музыкальности и грации. Т. писал также портреты, лучшие из которых предвосхищают своим тонким психологизмом искусство Рембрандта.
Проникнутое бунтарским духом творчество Т. ярко отражало идейные, в частности религиозные, брожения 2-й половины 16 в. и отвечало запросам демократических масс) до которых докатились отголоски Реформации. Т. немало заимствовал из искусства маньеризма (контрапосты, мотивы винтообразного движения, орнаментальность композиции), но ему была чужда холодная формальная изощрённость маньеристов. С художниками барокко его связывают живописный пафос и "бесконечность" пространственных построений. Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Т. делают его творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения.
Лит.: Виппер Б. Р., Тинторетто, М., 1948; Tietze Н., Tintoretto, L., 1948; Newton Е., Tintoretto, L., [1952].
? В. Н. Лазарев.