Толстой Алексей Константинович
Толстой Алексей Константинович [24.8(5.9).1817, Петербург, - 28.9(10.10).1875, Красный Рог, ныне Почепский район Брянской области], граф, русский писатель. В 1836 сдал экзамен за курс словесного отделения в Московском университете. С 1834 служил в Московском архиве Министерства иностранных дел, затем был на дипломатической и военной службе; с 1843 занимал различные придворные посты. В 40-х гг. формируется талант Т. - лирика и автора баллад. Многие его лирические стихи (напечатанные в 50-60-е гг.) приобрели широкую популярность ("Колокольчики мои", "Ты знаешь край, где всё обильем дышит", "Где гнутся над омутом лозы" и др.). Первая публикация - фантастическая повесть "Упырь" (1841, под псевдонимом Краснорогский) - была сочувственно встречена В. Г. Белинским. С 1854 печатал в "Современнике" стихи и литературные пародии от имени вымышленного Козьмы Пруткова (в соавторстве с А. М. и В. М. Жемчужниковыми). В конце 50-х гг. сотрудничал в славянофильской "Русской беседе", затем в "Русском вестнике" и "Вестнике Европы". В 1861 Т. отдалился от двора и сосредоточился на литературных занятиях. Опубликовал драматическую поэму "Дон Жуан" (1862), исторический роман "Князь Серебряный" (1863), историческую трилогию - трагедии "Смерть Иоанна Грозного" (1866), "Царь Федор Иоаннович" (1868), "Царь Борис" (1870). В 1867 вышло первое собрание стихотворений Т. В последнее десятилетие жизни писал баллады ("Роман Галицкий", "Боривой", "Илья Муромец", "Садко" и др.), поэмы, лирические стихи.
В произведениях Т. отразилось своеобразие его политической и эстетической позиции. Он ненавидел политический гнёт, возмущался засильем бюрократии, едко высмеивал правительственную политику и попытки замаскировать её реакционность либеральной фразой (стихотворные сатиры "История государства Российского от Гостомысла до Тимашева", 1868, опубл. 1883; "Сон Попова", 1873, опубл. 1882), но не сочувствовал и революционным идеям, оспаривал революционно-демократическую эстетику (баллады "Поток-богатырь", "Порой весёлой мая").
Основные достоинства романа "Князь Серебряный" - живое изображение инициативных, сопротивляющихся гнёту героев и занимательность повествования. В драматической трилогии Т., рисуя трагедию трёх царствований конца 16 - начала 17 вв., показывает губительное воздействие неограниченной самодержавной тирании на психологию государственных деятелей и нравы их подданных. Значительность изображенных в трагедиях исторических конфликтов, разнообразие типичных характеров и замечательный, тонко очерченный психологический образ царя Федора привлекают режиссёров и актёров. Постановкой "Царя Федора¼" был открыт в 1898 МХТ. Две первые трагедии прочно вошли в репертуар советских театров.
Лирические стихотворения Т. просты и задушевны. Многие из них представляют собой как бы психологические новеллы в стихах ("Средь шумного бала, случайно¼", "То было раннею весной"). Т. вводил в свою лирику элементы народно-поэтического стиля, его стихи часто близки к песне. Более 70 стихотворений положено на музыку русскими композиторами - Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, М. П. Мусоргским, А. Г. Рубинштейном, С. И. Танеевым и др. Успешно работал в области перевода (И. В. Гёте и др.).
Соч.: Собр. соч. [Вступ. ст. и прим. И. Ямпольского], т. 1-4, М., 1969.
? Лит.: Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954; Стафеев Г. И., Сердце полно вдохновенья. Жизнь и творчество А. К. Толстого, Тула, 1973; его же, А. К. Толстой. Библиографический указатель, Брянск, 1969; Ямпольский И., Середина века. Л., 1974; Lirondelle A., Le poеte Alexis Tolsto©, P., 1912.
Л. М. Лотман.