Толстой Алексей Николаевич
Толстой Алексей Николаевич [29.12.1882 (10.1.1883), г. Николаевск, ныне г. Пугачев Саратовской области, - 23.2.1945, Москва], русский советский писатель, общественный деятель, академик АН СССР (1939). Отец Т. - граф Н. А. Толстой, мать - детская писательница А. Л. Востром, урождённая Тургенева. Детство на степном хуторе под Самарой, нравственный кодекс матери, её народолюбивые взгляды оказали воздействие на формирование личности Т. Учился в Петербургском технологическом институте (1901-07), участвовал в студенческих демонстрациях. В 1905 выступил со стихами; в 1907 опубликовал сборник стихов "Лирика", отмеченный подражанием символистам. В сборнике прозы "Сорочьи сказки" (1910) и книге стихов "За синими реками" (1911) обратился к разработке мотивов народного творчества. Известность Т. принесли реалистические рассказы и повести из жизни разоряющегося поместного дворянства (цикл "Заволжье", 1909-11), а также примыкающие к ним романы "Чудаки" ("Две жизни", 1911) и "Хромой барин" (1912), высоко оцененные М. Горьким. В 1914-1916 как военный корреспондент газеты "Русские ведомости" Т. совершил ряд поездок на фронт, был в Англии и Франции, опубликовал серию очерков и рассказов о войне ("На горе", 1915; "Прекрасная дама", 1916, и др.). В пьесе "Касатка" (1916), комедиях "Нечистая сила" (1916), "Мракобесы" (1917) и др. (всего за творческую жизнь Т. написал 42 пьесы) подвергнуты критике разные стороны жизни буржуазно-дворянской России. Октябрьскую революцию 1917 Т. сначала воспринял враждебно, в 1919 эмигрировал (Франция, потом Германия), но затем порвал с эмигрантскими кругами и в 1923 вернулся в СССР. Любовь к Родине, к русскому языку выразилась в поэтических картинах повести "Детство Никиты" (1919-20, отдельное издание 1922) - одном из наиболее гармоничных и цельных созданий Т. В творчестве 20-х и начале 30-х гг. получила развитие критика капитализма: рассказы "Чёрная пятница" (1924), "Союз пяти" (1925), сатирический роман "Похождения Невзорова, или Ибикус" (1924), научно-фантастический роман "Гиперболоид инженера Гарина" (1925-27). В романе "Чёрное золото" (1931, позднее под названием "Эмигранты") разоблачаются попытки империалистов задушить молодую Советскую республику. Осваивая тематику советской современности, Т. пишет научно-фантастический роман "Аэлита" (1922-23), рассказы "Голубые города" (1925), "Гадюка" (1928) и др.
Осмысление единства судьбы личности и движения национальной истории составляет магистральную линию творчества Т., обретает новое содержание и размах в результате перехода писателя на позиции социалистического реализма. Потерянная и возвращенная Родина - внутренняя тема монументальной трилогии "Хождение по мукам" [Государственная премия СССР, 1943; романы "Сестры" (1922, новая редакция 1925), "Восемнадцатый год" (1927-28), "Хмурое утро" (1940-41)]. Писатель передаёт бурное движение эпохи, напряжённый драматизм социальной борьбы, раскрывая зависимость внутренней эволюции героев от грандиозных событий народной жизни. Герои трилогии - интеллигенты Даша, Катя, Телегин, Рощин - разными путями идут к приятию обновленной, социалистической Родины. К трилогии тематически примыкает повесть "Хлеб" (1937). Особенно значительное создание Т. - исторического роман "Петр Первый" (Государственная премия СССР. 1941; книга 1, 1929-30; книга 2, 1933-34; книга 3, неоконченная, 1944-45). Если в более ранних произведениях (рассказ "День Петра", 1918; пьеса "На дыбе", 1929) Т. показывал эпоху Петра 1 односторонне, то роман явился масштабной эпопеей о судьбах русской нации в один из переломных моментов её развития. Впечатляющие образы Петра 1 и др. героев, проникнутое патриотической гордостью изображение крепнущей мощи Русского государства, замечательное умение писателя живо воскрешать обстановку далёкой старины, язык, близкий к народной речи, тонко передающий колорит эпохи, - всё это определяет художественную ценность романа Т. как выдающегося произведения советской литературы. К роману примыкают два варианта пьесы "Петр 1" (1934 и 1938) и одноименный киносценарий. В 1936 опубликовал книгу для детей "Золотой ключик, или Приключения Буратино" (по мотивам итальянской повести). В 1937 Т. побывал в республиканской Испании, выступал на международных антифашистских конгрессах в Париже, Лондоне, Мадриде. Патриотическая тема проходит через всё творчество Т. периода Великой Отечественной войны 1941-45, прежде всего через его страстную военную публицистику. В "Рассказах Ивана Сударева" (1942-44) показаны замечательные качества советских людей, проявившиеся в тяжёлых испытаниях. Драматическая дилогия "Иван Грозный" ("Орёл и орлица", 1942, и "Трудные годы", 1943; Государственная премия СССР, 1946), посвящена выявлению "дивной силы сопротивления русского народа" его врагам, страдала некоторой идеализацией царя и опричнины. Произведения Т. переведены на многие языки народов СССР и иностранные языки. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-15, М., 1946-53; Собр. соч. [Вступ. ст. В. Щербины], т. 1-10, М., 1958-61.
Лит.: Щербина В. Р., А. Н. Толстой. Творческий путь, М., 1956; Алпатов А. В., Алексей Толстой - мастер исторического романа, М., 1958; Крестинский Ю. А., А. Н. Толстой. Жизнь и творчество, М., 1960; Рождественская И. С. и Ходюк А. Г., А. Н. Толстой. Семинарий, Л., 1962; Поляк Л., Алексей Толстой - художник, М., 1964; Баранов В. И., Революция и судьба художника. А. Толстой и его путь к социалистическому реализму, М., 1967; Смирнова Г. М., Трилогия А. Н. Толстого "Хождение по мукам", Л., 1969: Оклянский Ю. М., Шумное захолустье. Из жизни двух писателей, 2 изд., Куйбышев, 1969; Русские советские писатели-прозаики. Библиографический указатель, т. 5, М., 1968.