Троице-Сергиева лавра
Троице-Сергиева лавра, крупнейший русский монастырь. Расположен в 71 км к С. от Москвы в современном Загорске.Основан в середине 14 в. Сергием Радонежским.Сооружение в 1540-50 каменных стен с 12 башнями (усилены в середине 17 в.; современная высота стен 10-14 м, ширина 5,5-6 м) превратило монастырь в мощную крепость. С 1561 настоятели монастыря получают сан архимандрита и первое место среди настоятелей русских монастырей, в 1744 монастырю присвоено наименование лавры. С 1742 в Т.-С. л. существует семинария, с 1814 также и духовная академия. Монастырь играл важную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси: поддерживал объединительную политику московских великих князей, участвовал в борьбе с татаро-монгольским игом, в 1608-10 - с польской интервенцией, выдержав длительную осаду войск Лжедмитрия II (см. Троицкая осада); способствовал организации первого земского ополчения, а затем народного ополчения К. М. Минина и князя Д. М. Пожарского. В 14-17 вв. монастырь - крупный культурный центр: здесь жили и работали писатели Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, Максим Грек, Авраамий Палицын и др., живописцы Андрей Рублёв, Даниил Чёрный, резчик Амвросий; монастырь располагал одной из крупнейших на Руси библиотек, большой книгописной мастерской, вёл летописание. За длительную историю Т.-С. л. в её ризницу поступило в виде вкладов значительное число высокохудожественных произведений иконописи, ювелирного искусства, шитья и пр. Монастырь был крупнейшим феодальным землевладельцем (в конце 17 в. ему принадлежало 16,8 тыс. крестьянских дворов, в 1763-214 тыс. десятин пахотной земли и 106,5 тыс. душ крепостных крестьян в 15 губерниях страны), вёл большую торговлю хлебом, солью, рыбой, изделиями монастырских ремесленников. Огромные доходы позволяли Т.-С. л. вести строительство монументальных зданий, привлекая лучших зодчих и мастеров страны. Со временем на территории монастыря сложился живописный ансамбль разновременных построек, включающий более 50 зданий и сооружений, в том числе соборы - Троицкий (белокаменный, 1422-23; иконостас - Андрей Рублёв и Даниил Чёрный) и Успенский (1559-85; фрески - 1684): церкви - Духовскую (1476; под барабаном главы - звонница на столбах; псковские зодчие), Пятницкую и Введенскую (1547) за южной стеной, пятиглавую надвратную Иоанна Предтечи (1699), Михеевскую (1734), Смоленскую (1745-48; барокко); больничные палаты с шатровой церковью Зосимы и Савватия (1635-38), царские чертоги (конец 17 в.); богато декорированную белокаменной резьбой трапезную с церковью Сергия (1686-92; нарышкинский стиль) на высоком подклете и с открытым гульбищем; корпуса монастырских келий (17-19 вв.), митрополичьи покои (главный фасад 1778). Завершает ансамбль пятиярусная колокольня (1740-70, архитектор И. Шумахер, И. Ф. Мичурин, Д. В. Ухтомский, барокко; высота 88 м). После Октябрьской революции 1917 в Т.-С. л. создан историко-художественный музей (1920); с 1940 - музей-заповедник. Собрание музея включает крупные коллекции древнерусской живописи и прикладного искусства 14-17 вв., русского народного искусства 17 - начале 20 вв., а также декоративно-прикладного искусства советского периода (резьба по дереву, кости и камню, роспись, кружевоплетение и вышивка, изделия из стекла и керамики). Разработан и осуществляется комплексный проект реставрации всего архитектурного ансамбля Т.-С. л.
Лит.: Балдин В. И., Троице-Сергиева Лавра, М., 1958: Трофимов И. В., Памятники архитектуры Троице-Сергиевой Лавры, М., 1961; Троице-Сергиева Лавра. Художественные памятники, М., 1968; Загорский историко-художественный музей-заповедник. Путеводитель, [4 изд.], М., 1975; Балдин В. И., Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевской лавры, М., 1976.
? В. И. Балдин.