Уитмен Уолт
Уитмен (Whitman) Уолт (31.5.1819, Уэст-Хилс, Хантингтон, штат Нью-Йорк, - 26.3.1892, Камден, штат Нью-Джерси), американский поэт. Сын фермера. Был рассыльным, наборщиком, учителем, писал рассказы, статьи, стихи. В 1846 редактировал газету "Бруклин Игл" ("Brooklyn Eagle"). В 1855 опубликовал книгу "Листья травы", получившую положительную оценку Г. Д. Торо и Р. У. Эмерсона. Во время Гражданской войны 1861-65 работал санитаром в госпиталях. Событиям войны посвящены сборники стихов "Барабанный бой" и "Когда во дворе перед домом цвела этой весною сирень" (оба 1865). В 1873 У. разбил паралич. Основные идеи "Листьев травы" связаны с учением трансцендентализма (см. Трансценденталисты); гармония Вселенной, культ дружбы, роднящей отдельные "Я" со "сверхдушой", бунт против церковной догматики, оков пуританства; однако гимн плоти наряду с пиететом У. перед наукой и техникой вызвал осуждение Эмерсона. У. часто называют поэтом мировой демократии, образ которой принимает в его поэзии планетарные масштабы. У. обличал и пороки воспеваемой демократии, исторически принявшей облик буржуазной. Его поэзию питало убеждение, что народ-творец в будущем создаст более совершенную демократию, причём не ограниченную национальными рамками. Целью своей поэзии У. считал проповедь равноправного братства всех народов. Всюду видел он внутреннюю близость явлений, своё нерасторжимое родство с людьми. Интерес к самобытному характеру и судьбе отдельного человека в творчестве У. выражен слабее, хотя он воспевает и свободу индивидуальности, утверждает духовную красоту, величие каждого отдельного человека. Важное место в поэзии У. занимает индустриальная тема: оды фабричным трубам, домнам, станкам, паровозам делают его предтечей так называемой урбанистической поэзии. Воспринимаемый во многих странах как революционный поэт (гимны итальянским, австрийским, французским повстанцам), он, однако, не шёл дальше реформистских стремлений по отношению к американской действительности. Смелый новатор, У. вводил в стихи прозаическую речь, пользовался множеством образов ("каталогами"). Свободный стих без рифмы и размера он сделал податливым, гибким. Ещё при жизни У. его слава достигла Европы. В России в 1872 И. С. Тургенев перевёл несколько его стихотворений (не опубликованы). Обратил внимание на У. и Л. Н. Толстой, хотя высказывания его не всегда доброжелательны. В 1907 вышла книга "Листья травы" в переводе К. И. Чуковского. Влияние поэзии У. сказалось на стихах русских футуристов, особенно В. В. Хлебникова, отчасти на ранних стихах В. В. Маяковского.
Соч.: The complete poetry and prose, v. 1-2, N. Y., 1948; The correspondence, v. 1-3, N. Y., 1961-64; в рус. пер.- Избр. произв. Листья травы. Проза, М., 1970.
Лит.: Чуковский К. И., Мой Уитмен, [2 изд.], М., 1969; Мендельсон М. О., Жизнь и творчество Уитмена, 2 изд., М., 1969; Traubel Н., With Walt Whitman in Camden, v. 1-5, Carbondale (III.), 1908-1964; Masters E. L., Whitman, N. Y., 1937; Alien G., The solitary singer, N. Y., 1967; A century of Whitman criticism, Bloomington - L., [1969].