Фортепьяно
Фортепьяно (итал. fortepiano, от forte = громко и piano = тихо), струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент. Сконструирован в 1709=11 в Италии Б. Кристофори, изобретателем ударной фортепьянной механики. В Ф. звук, в отличие от звука клавесина, извлекался не щипком, а ударом о струны деревянных молоточков, обтянутых фильцем (специальный войлок), что дало возможность получать звуки большей длительности, а также различной силы = от очень тихих до очень громких (отсюда название Ф.). К концу 18 в. Ф. вытеснило клавесин и клавикорд. Непрерывное усовершенствование Ф. (особенно во 2-й четверти 19 в.) было обусловлено новыми эстетическими требованиями, возникшими в связи с высоким развитием в это время пианизма. Во 2-й половине 18 в. созданы 2 основных вида механики = с непосредственно соединённым с клавишей и с отъединённым от неё молоточком (т. н. венской и англ.); начала применяться репетиция, позволившая развивать виртуозную технику игры. Параллельно совершенствовался механизм педалей, которые дали возможность ослаблять (левая) или продлевать звучание, одновременно обогащая его призвуками (правая). Менялась форма (вместо угловатых = округлые очертания), улучшалась конструкция инструмента = деревянная рама стала укрепляться металлическими распорками, затем была введена чугунная рама и перекрёстное расположение струн, усиливалось их натяжение, способствовавшее увеличению силы и улучшению качества звучания. Имеет струны, издающие до 90 и более звуков хроматического (см. Хроматизм) звукоряда. Диапазон расширился, у современных фортепьяно он достигает 71/4 октавы (ля субконтроктавы = до пятой октавы). Богатые выразительные возможности и способность воспроизводить многоголосную музыку сделали Ф. универсальным инструментом = сольным, ансамблевым, аккомпанирующим, иногда оркестровым. Для Ф., важнейшего (наряду с органом и скрипкой) музыкального инструмента, создана богатейшая музыкальная литература крупнейшими композиторами 18=20 вв. Разновидности Ф. = пианино и рояль.
Лит.: Зимин П., Фортепиано в его прошлом и настоящем, М., 1934; Closson. Е., Histoire du piano, Brux., 1944; Hirt F. J., Meisterwerke des Klavierbaus..., 1440 bis 1880, Olten, 1955.