Хильдебранд Адольф фон
Хильдебранд, Гильдебранд (Hildebrand) Адольф фон (6.10.1847, Марбург, Гессен, - 18.1.1921, Мюнхен), немецкий скульптор и теоретик искусства. Учился в Художественной школе в Нюрнберге (1864-66) и в Мюнхене (1866-67). С 1867 попеременно жил в Италии и Германии. Художественно-теоретические взгляды Х., сложившиеся в общении с Х. фон Маре и К. Фидлером (см. Неоидеализм, Неоклассицизм), во многом обусловили основные черты его произведений - внутреннюю замкнутость, некоторую холодность образов, пластическую ясность, компактность и известную статичность форм, лаконизм, и архитектоническую чёткость композиции ("Адам", 1878, Музей изобразительных искусств, Лейпциг; "Юноша", см. илл.; оба - мрамор). Идеалистические концепции Х., абсолютизировавшие в искусстве основные закономерности взаимодействия форм и пространственных представлений, были развиты в нем. искусствознании конца 19 - начала 20 вв. (Г. Вёльфлин, А. Ригль).
Соч.: Gesammelte Schriften zur Kunst. Hrsg. von H. Bock, Köln - Opiaden, 1969; в рус. пер. - Проблема формы в изобразительном искусстве..., М., 1914.
Лит.: Hausenstein W., Adolf von Hildebrand, Münch., 1947; Faensen H., Die bildnerische Form. Die Kunstauffassungen Konrad Fiedlers, Adolf von Hildebrands und Hans von Marées, B., 1965.