Хорезм
Хорезм, историческая область и древнее государство в Средней Азии, в низовьях р. Амударьи. Первые упоминания о X. встречаются в Бехистунской надписи Дария I и "Авесте"; многие исследователи, кроме того, отождествляли с X. авестийскую Арьянам-войчах - первую зороастрийскую страну. В изучение истории X. значительный вклад внесли русские учёные-востоковеды конца 19 - начала 20 вв. - В. В. Бартольд, Н. И. Веселовский, советский историк А. Ю. Якубовский. Новый этап в изучении истории X. начат в 30-х гг. 20 в. работами Хорезмской археолого-этнографической экспедиции АН СССР под руководством С. П. Толстова. Древнейшие археологические памятники X. относятся к эпохе неолита. На территории древней Акчадарьинской дельты Амударьи открыты стоянки охотников и рыболовов, относящиеся к кельтеминарской культуре (4-3 тыс. до н. э.). В эпоху энеолита (начало 2 тыс. до н. э.) население, по-видимому, уже было знакомо с примитивным орошаемым земледелием и начатками скотоводства (ранний этап т. н. суярганской культуры). В результате смешения культуры местного населения со срубно-андроновской культурой пришельцев из степей южного Приуралья сложилась археологическая тазабагъябская культура, относящаяся к кругу культур степной бронзы. В середине 2-го тыс. до н. э. на протоках Акчадарьинской дельты носители этой культуры - земледельцы и скотоводы оставили множество поселений и могильник (Кокча-3). На поселениях сохранились остатки домов-полуземлянок, следы развитой ирригационной сети, полей; среди находок - зернотёрки, бронз, серпы, ножи. В конце 2-го тыс. до н. э. развивается амирабадская культура (9-8 вв. до н. э.). Совершенствуется ирригационное земледелие, развивается отгонное скотоводство, оседлые поселения превращаются в большие (до 20 домов) деревни. В то же время в степях к С.-В. от оазиса, в низовьях Сырдарьи, складывается культура с преимущественно скотоводческими хозяйством, носители которой были всё же тесно связаны с земледельческими оазисами [см. Тагискен (Северный)]. На основе этой культуры позднего бронзового века в степях Приаралья сложилась культура сако-массагетских племён [см. Тагискен (Южный), Уйгарак], на протяжении столетий культурно-исторически связанных с X. Полагают, что в 7-6 вв. до н. э. хорезмийцы, относимые Страбоном к сако-массагетским народам, возглавляли конфедерацию племён, населявших почти всю Среднюю Азию и часть Восточного Ирана, однако, возможно, наиболее развитые центры этого объединения (т. н. Большого Хорезма) лежали в бассейне Мургаба и Герируда.
В хорезмском оазисе дальнейшее совершенствование техники ирригационного земледелия, основанной уже на сооружении крупных магистральных каналов, явилось одним из решающих факторов в последующем становлении древнехорезмийской государственности. В середине 6 в. до н. э., вероятно при Кире II, X. вошёл в состав государства Ахеменидов. На рубеже 6 и 5 вв. до н. э. о "городе Хорасмии" и стране хорезмийцев впервые сообщает древнегреческий автор - Гекатей Милетский. К этому времени относится городище Кюзели-Гыр и ряд др. поселений. Согласно Геродоту, X. вместе с Парфией, Согдом и Арейей входил в состав XVI сатрапии государства Ахеменидов. Анализ античных сочинений позволяет предположить, что при Артаксерксе II (404-358) X. стал отдельной сатрапией. Её центром, вероятно, была большая крепость (городище Калалы-Гыр). Ко времени восточного похода Александра Македонского X. уже независим: весной 328 до н. э. в ставку Александра прибыл для переговоров хорезмийский царь Фарасман, или Фратаферн.
В 4-3 вв. до н. э. X. переживает экономический и культурный подъём: расширяются и совершенствуются оросительные системы, строятся новые города (городища Базар-Кала, Джанбас-Кала) и культовые центры (Кой-Крылган-Кала), развиваются ремёсла и искусство. В конце 1-го тыс. до н. э. в культуре X. отчётливо проявляется влияние степных племён, что, видимо, связано с историческими судьбами Кангюя. Многочисленные находки кушанских монет, стиль некоторых памятников изобразительного искусства позволяют предположить, что в первых веках н. э. X. находился в зависимости от Кушанского царства. В то же время о существовании в 3 в. н. э. местной династии свидетельствуют результаты раскопок священного дворца на городище Топрак-Кала. Документами на дереве и коже, найденными во дворце, в X. засвидетельствовано рабовладение; они датированы в годах т. н. хорезмийской эры, начало которой приходится на серединую 1 в. н. э. Применение этого летосчисления археологически прослежено в X. до 8 в. Господствующей формой религии в X. был местный вариант зороастризма. На некоторых поселениях обнаружены "храмы огня".
В искусстве древнего X., которое в период Ахеменидов подверглось воздействию переднеазиатской художественной традиции, постоянно сохранялись отдельные черты культуры саков. На основе синтеза местных и заимствованных элементов в 4-3 вв. до н. э. сформировалась самобытная художественная культура X. В изобразительном искусстве первых вв. н. э. проявились эллинистические влияния, воспринятые при посредстве парфян и кушан. Отличительные черты архитектуры древнего X. - массивность и лаконичность объёмов, скупость наружного декора - обусловлены преобладанием стройматериалов из лёссовой глины (пахса, сырцовый кирпич). Наряду со сводами применялись балочные перекрытия на колоннах. Традиционны каменные базы в форме горшка на 3-ступенчатом квадратном основании. Города, обычно прямоугольные в плане, с регулярной поквартальной застройкой по сторонам осевой улицы, укреплены стенами со стрелковыми галереями и башнями (Кюзели-Гыр; см. илл.). В отдельных кварталах или дворцовых комплексах возводили храмы и святилища с мощёной площадкой для священного огня. Дворцы (Калалы-Гыр, 5-4 вв. до н. э., Топрак-Кала, 2-3 вв.) включали парадные дворы с айванами, залы и многочисленные комнаты, соединённые коридорами. Дворец Топрак-Кала был поднят на высокие цоколи (около 15 и 25 м). Погребальные сооружения представлены башнеобразными постройками с крестовидной планировкой на городище Кюзели-Гыр (5 в. до н. э.) и цилиндрическим храмом-мавзолеем Кой-Крылган-Кала (4-3 вв. до н. э.; см. илл.). Сельские дома, обычно пахсовые, имели жилые и хозяйственные помещения, расположенные по сторонам коридора или дворика.
Живопись и скульптура Х. развивались в синтезе с архитектурой, были проникнуты идеями прославления плодоносящих сил природы и обожествления царской власти (Топрак-Кала, глиняные раскрашенные статуи и барельефы, многоцветные росписи минеральными красками). Уникальны керамические оссуарии в виде статуй (5 в. до н. э. - первые вв. н. э.; см. илл.) - условно-обобщённые образы умерших. Широко распространены терракотовые статуэтки: богини плодородия, изображенной в традиции переднеазиатской коропластики, фигурки коней, реже встречаются мужские персонажи в "скифской" одежде. В 4-3 вв. до н. э. изготовлялись керамические фляги с барельефами мифологического содержания.
Бируни сообщает о воцарении в Х. в 305 царя Африга, об основании им новой династии и строительстве цитадели-резиденции в г. Кят (близ современного г. Бируни). Он называет имена 21 хорезмийского царя (нумизматические данные и некоторые письменные источники подтвердили точность его списка для конца 7 - 8 вв.). 4-6 вв. - время начавшейся феодализации и формирования новой, афригидской культуры, характерной для раннефеодального Х. вплоть до 8 в. На её складывание значительное влияние оказали окрестные степные племена. Резко сократилась ирригационная сеть, господствующие типы поселений этого времени - феодальная усадьба, усадьба-замок (укрепленный, с башнями-донжонами на пирамидальных цоколях, с "гофрированными" стенами) и общинный дом, которые группируются вокруг относительно крупных феодальных центров. Из произведений изобразительного искусства этого времени известна серия хорезмийских серебряных чаш 6-8 вв. с изображениями царей, богов, ритуальных сцен.
В 712 Х. завоевали арабы. Арабский полководец Кутейба, как сообщает Бируни, передал власть своему ставленнику. Но в Кяте вплоть до 10 в. продолжали править представители афригидской династии. Всё большее значение стала приобретать столица Северного Х. - Ургенч, правитель которого Мамун ибн Мухаммед в 995 объединил Х. При нём и его преемнике Мамуне II ибн Мамуне отмечается новый расцвет Х.; в это время в Ургенче работали такие крупные учёные, как Бируни и Ибн Сина (Авиценна). В 1017 Х. завоевал султан Махмуд Газневи, в 1043 - сельджуки. В конце 11 в. в Ургенче пришла к власти новая династия - т. н. великих хорезмшахов, представитель которой Атсыз (1127-56), продолжая политику собирания земель, начатую его предшественниками, подчинил всю северо-западную часть Средней Азии. Его внук Текеш ибн иль-Арслан (1172-1200) освободил Х. от сельджуков (1194). При сыне Текеша Мухаммеде