Широкоформатное кино
Широкоформатное кино, вид кинематографа, основанный на использовании для съёмки и показа фильмов киноплёнки шириной от 50 до 70 мм. Практическое применение Ш. к. получило с середины 50-х гг. 20 в., после того как опыт съёмки и демонстрирования 35-мм широкоэкранных фильмов (см. Широкоэкранное кино) с использованием анаморфотной оптики (см. Анаморфирование)показал, что выигрыш в размерах изображения достигается ценой некоторого снижения его качества. Создание Ш. к. ознаменовало новый этап в развитии кинематографа, характеризующийся существенным увеличением масштаба экранного изображения и улучшением его качества, достигнутым благодаря использованию киноплёнки двойной (по сравнению с обычной) ширины, более совершенной широкоугольной оптики и системы 6-канальной стереофонической записи и воспроизведения звука (см. Стереофоническая звукозапись). В некоторых системах Ш. к. наряду с широкой киноплёнкой одновременно применяют и анаморфирование изображения.
Начиная с 1955 в США и СССР был предложен ряд систем Ш. к. ("Тодд-АО", "Супер-Панавижн", "Ультра-Панавижн", советская система Ш. к. и др.), получивших значительное распространение в современной кинематографии.
Система Ш. к. "Тодд-АО" разработана американской оптической компанией (АО) совместно с продюсером М. Тоддом. Съёмка ведётся на 65-мм негативную плёнку при скорости 24 кадр/сек (570 мм/сек). Площадь кадра, рассчитанного по высоте на 5 стандартных перфораций, примерно в 3,5 раза больше площади обычного кадра (на 35-мм киноплёнке). Фильмокопии печатаются на 70-мм цветной позитивной плёнке, имеющей такие же перфорации, как и негативная. Увеличенный размер позитивной плёнки позволяет размещать на ней 6 магнитных звуковых дорожек, не изменяя размера самого изображения; 5 дорожек предназначены для стереофонического воспроизведения звука с помощью громкоговорителей, установленных за экраном, 6-я - для создания звуковых эффектов в зале кинотеатра. Соотношение сторон кадра на совмещенной фильмокопии 1:2,2. Первый американский фильм, снятый по системе "Тодд-АО", - "Оклахома", начал демонстрироваться в конце 1955.
Система Ш. к. "Супер-Панавижн", созданная в 1958 оптической фирмой "Панавижн" (США), по своим техническим характеристикам аналогична системе "Тодд-АО". Основное отличие состоит в конструкции широкоформатных съёмочных камер (стационарной и ручной) и особенно в наборе высококачественной съёмочной оптики.
Система Ш. к. "Ультра-Панавижн", разработанная в 1962 киностудией "Метро-Голдвин-Майер" (США) совместно с фирмой "Панавижн", основана на использовании для съёмки 65-мм киноплёнки (с теми же параметрами кадра, что и в системе "Тодд-АО") и анаморфотной проекционной оптики с малым коэффициентом анаморфирования (1,25), что позволяет получать широкоформатные копии с соотношением сторон 1:2,75. С полученного негатива способом оптической печати можно изготовить фильмокопии всех видов. Копии печатаются на 70-мм киноплёнке. Основное достоинство системы "Ультра-Панавижн" - создание эффекта участия, близкого к панорамному кино, без использования сложной и громоздкой аппаратуры.
Советская система Ш. к., разработанная Кинофотоинститутом (НИКФИ) и киностудией "Мосфильм", основана на использовании для съёмки и копирования фильмов киноплёнки одинаковой (70-мм) ширины, что существенно упрощает процессы её изготовления и обработки, обеспечивает совместимость со многими зарубежными системами Ш. к. и т. о.- возможность взаимного обмена фильмами. Советская система Ш. к. предусматривает также использование 6-канальной магнитной фонограммы на совмещенной фильмокопии (см. рис.). В 1961 на экраны вышел первый советский широкоформатный художественный фильм "Повесть пламенных лет" (студия "Мосфильм"). Для показа 70-мм широкоформатных фильмов служат универсальные кинопроекционной аппараты, применяемые также при демонстрировании 35-мм широкоэкранных и обычных фильмов, как с фотографическими, так и с магнитными стереофонограммами.
Ш. к. существенно обогатило изобразительные средства кинематографа, особенно при съёмке больших (т. н. постановочных) художеств. фильмов. Увеличенная площадь кадра (при благоприятном соотношении его сторон 1:2,2) позволяет сохранить необходимую резкость изображения при демонстрировании кинофильмов на больших и сверхбольших экранах. Использование совмещённой фильмокопии (с изображением и многоканальным стереофоническим звуком) создаёт у зрителя впечатление подлинности (естественности) показываемых на экране событий.
Лит.: Высоцкий М. З., Системы кино и стереозвук, М., 1972; Голдовский Е. М., Введение в кинотехнику, М., 1974; Коноплёв Б. Н., Основы фильмопроизводства, 2 изд., М., 1975.
? М. З. Высоцкий.