Шотландия
Шотландия (Scotland), административно-политическая часть Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии. Занимает северную часть о. Великобритания и прилегающие острова: Гебридские, Оркнейские, Шетлендские. Ш. имеет некоторые автономные права. Площадь 78,8 тыс. км2. Население 5,2 млн. чел. (1971), главным образом шотландцы,говорят на диалекте английского языка; литературный язык - английский. Своеобразная этническая группа Ш. - гэлы. Верующие-протестанты. Административно Ш. разделена на районы (Дамфрис-энд-Галлоуэй, Бордерс, Стратклайд, Лотиан, Файф, Сентрал, Тейсайд, Грампиан, Хайленд) и 3 островные территории (Шетленд, Оркни, Западные острова); все они подразделяются на административные округа. Главный город - Эдинбург.
В рельефе преобладают возвышенности и горы - Северо-Шотландское нагорье высотой до 1343 м (г. Бен-Невис, высшая точка Великобритании) и Южно-Шотландская возвышенность; между ними - Среднешотландская низменность. Вдоль побережий узкие низменные равнины. Климат умеренный океанический; в Эдинбурге средняя температура января 3,4 ?С, июля 14,4 ?С; на З. выпадает до 2000 мм осадков, на В. - до 700 мм. Густая речная сеть, наиболее известная река - Клайд; много озёр: Лох-Ломонд, Лох-Несс и др. Широко распространены вересковые пустоши. В экономическом отношении различаются плотно заселённый (3/4 всего населения Ш.), преимущественно индустриальный, район Среднешотландской низменности и редко заселённые, преимущественно аграрные, районы Южно-Шотландской возвышенности и Северо-Шотландского нагорья. В промышленности занято свыше 1/3 экономически активного населения, в сельском хозяйстве менее 1/10. Главные промышленные узлы: конурбация Клайдсайд (с центром Глазго) и Эдинбург, промышленные центры - города восточного побережья - Абердин, Данди, Грейнджмут и др. Основные отрасли: добыча угля, чёрная металлургия, алюминиевая промышленность, судостроение (около 1/3 всех британских судов), электротехника и электроника, производство конторского оборудования, часов, химия и нефтехимия, текстильная, пищевая, бумажная, полиграфическая промышленность. Близ восточного побережья Ш. - на шельфе Северного моря - нефтеразработки. В сельском хозяйстве преобладает животноводство. В пределах нагорий сосредоточено значит. поголовье овец; на равнинах Западной Ш. разводят главным образом крупный рогатый скот (молочных и мясных пород). На прибрежной и Среднешотландской низменности животноводство сочетается с полеводством (ячмень, пшеница, картофель).
? Н. М. Польская.
Исторический очерк. Древнейшие археологические памятники на территории Ш. относятся к 3-му тыс. до н. э. В первые столетия до н. э. началось заселение территории Ш. кельтскими племенами; к древнему населению Ш. относились пикты. В начале н. э. у некоторых племён стало зарождаться классовое общество. Неоднократные попытки римлян (начиная с 1 в. н. э.) подчинить Ш. (её римское название - Каледония) окончились неудачей. В 360-367 пикты вторглись в Британию, дойдя до южного побережья. Видимо, в конце 5 - начале 6 вв. в Ш. из Ирландии стали переселяться племена скоттов, от имени которых происходит название Шотландия (Scotland - страна скоттов), утвердившееся с 11 в. В период англо-саксонского завоевания Британии (5-6 вв.) в Ш. была оттеснена значительная часть бриттов; в 7 в. на территорию Ш. вторглись англы, поселившиеся на Ю.; в 9-13 вв. происходили набеги скандинавов. Зарождение элементов феодализма в Ш. сочеталось с сохранением клановой системы (см. Клан), оформившейся в период разложения первобытнообщинного строя. Процессу феодализации способствовало распространение христианства (6 в.); возникли первые государственные образования. В 11 в. оформилось шотландское королевство. Во 2-й половине 11 в. Ш. подверглась нападению нормандских завоевателей Англии. Шотландский король Малькольм III (правил в 1058-93) признал себя вассалом английского короля Вильгельма I Завоевателя. С 12 в. в южной, равнинной части Ш., где в основном развивалось земледелие, постепенно оформлялись феодальные отношения. На С., основу хозяйства которого составляло скотоводство, распространение феодализма началось только в 14-15 вв. Большую часть шотландского крестьянства составляли крепостные - вилланы. На Ю. Ш. развивались ремёсла и торговля. В конце 13 в. усилились попытки английских феодалов подчинить Ш.; английский король Эдуард I объявил себя сюзереном Ш. В 1296 английские войска вторглись в Ш., что вызвало восстание против англичан (война за независимость 1296- 1314). В 1305 войска повстанцев во главе с У. Уоллесом были разгромлены. В 1306 началось новое восстание под рук. Роберта Брюса, который был провозглашен королём Ш. под именем Роберта I (правил в 1306-29). В 1314 шотландцы разгромили английскую армию Эдуарда II при Баннокберне. Вторжение английских войск в Ш. в 1322 окончилось неудачей. В 1328 Англия признала независимость Ш., но английские лорды сохранили полученные ранее земельные владения в Ш. В конце 13 - начале 14 вв. оформился шотландский парламент. Постепенно складывалась шотландская народность. Однако централизации мешал феодальный и племенной сепаратизм. Значение королевской власти особенно упало в конце 14 в. при первых королях династии Стюартов. Феодальные усобицы ослабляли позиции Ш. в возобновившихся с конца 14 в. войнах с Англией, в которых Ш. часто выступала в союзе с Францией. В 16 в. на Ю. началось зарождение элементов капиталистического производства, хотя в целом Ш. оставалась страной с низким уровнем развития производительных сил. Города Ю. вели оживлённую торговлю с английскими городами. В середине 16 в. развернулась возглавленная Дж. Ноксом кальвинистская Реформация, проведённая в интересах дворянства, сосредоточившего в своих руках 5/6 секуляризованной церковной собственности, и нарождавшейся буржуазии, получившей "дешёвую" церковь. В 1560 парламент учредил в стране пресвитерианскую церковь. В 1567 в результате восстания кальвинистской знати была свергнута королева Мария Стюарт, стремившаяся к восстановлению в Ш. католицизма. С утверждением династии Стюартов также и на английском престоле (1603) Ш. была объединена с Англией личной унией. Абсолютистское правительство стремилось всемерно усилить свою власть над Ш. Права шотландского парламента были ограничены. Принимались меры к распространению на Ш. англиканства (см. Англиканская церковь). Попытки ввести в Ш. в 1637 литургию по англиканскому образцу явились поводом к восстанию шотландцев против короля Карла I Стюарта. В 1638 шотландские пресвитериане подписали "Национальный ковенант" (см. "Ковенант"), в котором обязались защищать "истинную веру" против всех посягательств. Король Карл I попытался подавить восстание вооруженной силой, но в начавшейся войне с Ш. (1639-40) потерпел поражение. Война шотландцев против короля послужила непосредственным толчком к Английской буржуазной революции 17 века.
На первом этапе революции шотландские пресвитериане - ковенанторы (т. н. виггаморы) выступали в союзе с английским Долгим парламентом против короля. Однако в конце 1647 верхушка шотландского пресвитерианского дворянства, боявшаяся углубления революции, заключила тайное соглашение с королём, по которому (в обмен на согласие Карла сохранить в Ш. пресвитерианство) обязалась поддержать его в борьбе против английской революционной армии. Вступившая в Англию шотландская армия была в августе 1648 разбита войсками О. Кромвеля при Престоне. Казнь Карла I (январь 1649) и провозглашение в Англии индепендентской республики были враждебно встречены пресвитерианской верхушкой Ш. В феврале 1649 шотландский парламент провозгласил королём (под именем Карла II) сына казнённого Карла I. Карл II был вынужден принять "Национальный ковенант" и ряд других условий, ограничивавших его власть. Попытка маркиза Монтроза произвести в начале 1650 переворот, который позволил бы Карлу II занять престол без принятия условий, потерпела неудачу; Монтроз был казнён. Роялистская опасность, грозившая английской республике из Ш., была использована правящими классами Англии для полного подчинения Ш. В июле 1650 армия Кромвеля вторглась в Ш. и 3 сентября нанесла поражение шотландским войскам при Данбаре. Ровно через год? шотландская армия под командованием Карла II, вторгшаяся в пределы Англии, была полностью разгромлена в сражении при Вустере. К маю 1652 вся Ш. была занята английской войсками. В апреле 1654 ордонанс Кромвеля официально закрепил объединение Ш. с Англией.
Конфискация земель шотландской аристократии и дворян-роялистов, переход этих земель к новым владельцам (главным образом к представителям английской буржуазии и нового дворянства) содействовали разрушению в Ш. старых поземельных отношений. Были частично экспроприированы земли крестьян, многие крестьяне - держатели земли превратились в арендаторов. Увеличилось количество обезземеленной бедноты, уходившей в поисках работы в города. В период реставрации Стюартов (1660-88) в Ш., как и в Англии, установилась политическая реакция. Восстановленный шотландский парламент ликвидировал "Ковенант". Усилилось крестьянское движение (поход на Эдинбург, 1666; восстание 1678-80). Антиангл. восстания 1679 и 1685 потерпели поражения. Буржуазия и часть дворянства южной Ш. поддержали государственный переворот 1688-89 ("Славную революцию"). Выступление нескольких горных кланов в поддержку свергнутой династии Стюартов было подавлено. В начале 18 в. Ш. была полностью объединена с Англией (акт об унии, 1707), шотландский парламент был упразднён (одновременно Ш. получила право избирать представителей в английский парламент). За объединённым королевством утвердилось название Великобритания. В Ш. сохранялась самостоятельная пресвитерианская церковь. Шотландская торговая буржуазия стала принимать участие в торговле с английскими колониями и в их эксплуатации. К 18 в. Ш. значительно отставала от Англии в экономическом развитии. Основные статьи экспорта составляли продовольствие и сырьё. Рабочие угольных и соляных копей Ш. вплоть до конца 18 в. фактически находились на положении крепостных. Крестьяне южной Ш. держали свои фермы на условиях годовой аренды. Главным занятием горцев оставалось скотоводство. В течение 1-й половины 18 в. значит. часть родовой аристократии северной Ш. поддерживала претензии Стюартов на престол. Однако вооруженные выступления в пользу Стюартов некоторых горных кланов (1715-16, 1745-46 и др.) потерпели неудачу; за поражением восстания 1745-46, которое отражало также протест горцев против обезземеливания и гнёта со стороны эксплуататорских классов Англии и Ш., последовало окончательное разрушение уже изжившей себя клановой системы. Во 2-й половине 18 в. в Ш. усилился процесс сгона с земли мелких арендаторов (т. н. очистка поместий), продолжавшийся вплоть до 80-х гг. 19 в. и ставший одним из источников первоначального накопления капитала в Великобритании. В результате начавшегося в последней трети 18 в. промышленного переворота в Ш., как и в Англии, была создана развитая капиталистическая промышленность. Большое развитие получила текстильная, а позднее горная и металлургическая промышленность, судостроение. Южная Ш. стала одним из главных промышленных районов Великобритании. В то же время в период промышленного переворота в Ш. ещё большие масштабы, чем в Англии, приняло разорение народных масс. Характерной чертой истории Ш. стала эмиграция (всего из Ш. в 19 - 1-й половине 20 вв. эмигрировало, по примерным подсчётам, свыше 2 млн. чел.). Под влиянием Великой французской революции в Ш. возникли организации, выступавшие за радикально-демократические преобразования; эти организации были разгромлены английским правительством. С начала 19 в. большое развитие получило рабочее движение. Массовая забастовка 1820 в Ш. (особенно крупная - в Глазго) явилась первой, хотя в основном и стихийной всеобщей политической забастовкой в Великобритании. Рабочие Ш. приняли активное участие в чартистском движении (см. Чартизм). В 1858 в Глазго был создан Совет тред-юнионов. Передовые шотландские рабочие участвовали в деятельности 1-го Интернационала. Созданная в Эдинбурге? Шотландская земледельческая лига в 1884 присоединилась к английской Социал-демократической федерации. В 1888 была основана Шотландская рабочая партия (ШРП), лидером которой стал Дж. Харди. В 1893 ШРП вошла в состав Независимой рабочей партии. В 1897 основан Шотландский конгресс тред-юнионов.
С переходом к империализму стала всё более возрастать эксплуатация Ш. английским монополистическим капиталом. На ней особенно сильно сказалась утрата Великобританией мировой промышленной монополии. В Ш., как и во всей Великобритании, началось оживление рабочего движения, которое переросло в подъём 1907-12. В период 1-й мировой войны 1914-18 в Ш. в промышленном районе на р. Клайд большой размах получило движение шоп-стюардов (см. Фабричные старосты), позднее распространившееся по всей Великобритании. В. И. Ленин характеризовал движение шоп-стюардов как глубоко пролетарское и массовое (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 266). В 1915-16 шоп-стюарды возглавили ряд стачек на Клайде. В 1916 Дж. Маклин, У. Галлахер и некоторые другие руководители шоп-стюардов были арестованы и брошены в тюрьму, А. Мак-Манус выслан из района Клайда. Новому подъёму борьбы рабочих Ш. способствовала Великая Октябрьская социалистическая революция. В Ш. развернулось массовое движение под лозунгом "Руки прочь от России!", проходившее в условиях революционного подъёма, охватившего всю страну. Стачка в районе Клайда в январе - феврале 1919 охватила свыше 100 тыс. рабочих (см. Клайдская стачка 1919). Многие участники шотландского рабочего движения вступили в созданную в 1920 Коммунистическую партию Великобритании. Рабочие Ш. активно участвовали в стачке горняков (май - ноябрь 1926), во Всеобщей стачке 1926 в Великобритании и других стачках 20-30-х гг. Ослабление позиций Великобритании на мировом рынке после 1-й мировой войны 1914-18 резко ухудшило положение экспортных отраслей британской промышленности, в том числе текстильной, угольной, судостроительной, которые получили большое развитие в Ш. В 1931-35 имели место массовые демонстрации безработных. 15-17 сентября 1931 в порту Инвергордон (северное побережье Ш.) произошло восстание военных моряков (см. Инвергордонское восстание 1931). После 2-й мировой войны 1939-45 на положение Ш., наряду с общим ослаблением экономических и политических позиций британского империализма, большое влияние оказывало изменение "индустриального облика" Великобритании. В условиях быстрого роста новых и новейших отраслей промышленности - автомобильной, электротехнической, электронной, химической, атомной - ещё более снизилось значение старых, традиционных для Ш. отраслей - текстильной, угольной, судостроительной. В Ш. развивались и наиболее современной отрасли промышленности (химическая, электроника, нефтепереработка), однако именно они в значительной мере оказались под контролем иностранного, прежде всего американского, капитала. Американские компании контролировали в 60- 70-х гг. разведку и разработку богатых запасов нефти и газа на континентальном шельфе Северного моря у северо-восточного побережья Ш. В течение многих лет уровень безработицы в Ш. значительно выше, чем в остальной Великобритании. Особенно велика безработица в угольной промышленности. В результате в послевоенные годы вдвое увеличилась эмиграция из Ш. В 60-70-х гг. активизировалась деятельность Шотландской национальной партии (ШНП; создана в 1928), буржуазное руководство которой использовало в своих интересах рост национального самосознания шотландского народа. Если на парламентских выборах 1959 за ШНП голосовал лишь 1% избирателей и она не получила представительства в парламенте, то в октябре 1974 за ШНП было подано 30,4% голосов (партия получила 11 мест в палате общин из 71, приходившегося на Ш.). В ноябре 1976 лейбористское правительство Великобритании внесло в парламент т. н. законопроект о деволюции, предусматривающий, в частности, создание в Ш. выборной ассамблеи при сохранении нынешнего представительства Ш. в британском парламенте, а также вето правительства Великобритании на решения шотландских властей. В феврале 1977 было объявлено о решении правительства вынести окончательный текст проекта на референдум населения Ш.
Ш. продолжала оставаться одним из главных центров рабочего движения Великобритании. В 1971-72 рабочие Верхнего Клайда в течение нескольких месяцев осуществляли управление судоверфями, владельцы которых пытались закрыть их; при поддержке профсоюзов всех районов Великобритании рабочие Верхнего Клайда вынудили правительство принять решение не закрывать верфи. Характерной чертой рабочего движения Ш. (как и всей Великобритании) в 50-70-х гг. была его тесная связь с борьбой за мир. Широкий резонанс получило движение за ликвидацию американских военных баз. Усилились культурные и другие связи Ш. с СССР; этому содействует созданное в 1945 общество "Шотландия - СССР". Активное участие в борьбе шотландских трудящихся за свои права принимают коммунисты. В специальной резолюции 31-го съезда компартии Великобритании (ноябрь 1969) подчёркивалось, что народ Ш. имеет право сам решать свою судьбу. Компартия высказалась за создание автономных парламентов для Ш. и Уэльса. В то же время компартия выступает против буржуазно-сепаратистских лозунгов полного отделения Ш., против попыток лидеров ШНП увести национальное движение в сторону от решения классовых и социальных задач, стоящих перед трудящимися Ш. Коммунисты неоднократно подчёркивали, что главной задачей остаётся совместная борьба всех трудящихся Великобритании против монополий, за демократию и социализм.
? Л. А. Зак.
? Литература. Развивается на английском и шотландском языках. Самые ранние из сохранившихся поэтических памятников датируются 14 в., но зародилась литература раньше. Не позднее 13 в. возникла народная баллада, достигшая расцвета в 15 в. и литературно фиксируемая с 16 в. в печатных листовках. Поэт и хронист Эндрю из Уинтона (15 в.) приписывал поэмы "Великие деяния Артура", "Авантюры Гавейна" и "Послание о нежной Сусанне" Хухону (14 в.), который одним из первых использовал аллитерационный стих. Успехи шотландского народа в борьбе за независимость от Англии (конец13 - начало 14 вв.) вызвали к жизни патриотическую поэзию: эпическая поэма "Брюс" (изд. 1571) Дж. Барбора (ок. 1316-95), поэма "Уоллес" (изд. модернизированного текста 1722) Гарри Слепого (Гарри Менестрель, 1470-92).? шотландская поэзия 15-16 вв. отражает круг идей, общий для европейской литературы в период зарождения и утверждения гуманизма: поэма "Книга короля" (1423) лирического поэта и короля Якова I (1394-1437), басни и поэма "Завещание Крессиды" (опубл. 1593) Р. Хенрисона (ок. 1430-1506), поэмы и сатиры У. Данбара (1460 - ок. 1517). Провозвестник Возрождения - поэт Г. Дуглас (ок. 1474-1522, перевод "Энеиды" Вергилия, поэма "Король Сердце", 1516). Яркие образцы гуманистической лирики создали А. Скотт (1525?-85?) и А. Монтгомери (1556?-1610?). Объединение Ш. с Англией отразилось и на развитии литературы. литература 17 в. полна отголосков политической и религиозной борьбы, но она значительно уступает литературе предшествующего периода. В 18 в. многие писатели-шотландцы пишут на английском языке, сохраняя при этом национальный колорит (Дж. Хоум, 1722-1808, У. Уилки 1721-72, и др.).
Противоречия буржуазного развития в Ш. и утрата ею национальной независимости пробудили в литературе Ш. ностальгию об ушедшем прошлом, что обусловило интерес к фольклору и средневековой литературе. А. Рамзей (1686-1758) и Р. Фергюсон (1750-74) в стихах на шотландском языке воспроизвели особенности народной поэзии, её жизнерадостность и вольнолюбие. Общеевропейский резонанс имели "Сочинения Оссиана" (1765) Дж. Макферсона (1736-96), стилизованные в духе древней гэльской поэзии; полные меланхолии, они стали одним из важнейших проявлений предромантизма. В глубоко демократической и самобытной поэзии Р. Бёрнса (1759-96, сб. "Стихотворения, написанные преимущественно на шотландском диалекте", 1786) воплотился свободолюбивый дух народа, его мечты о справедливости и равенстве. Бёрнс воспел шотландскую природу, сельскую жизнь и крестьянский труд. Писавший на английском языке Вальтер Скотт (1771-1832), создатель жанра исторического романа в литературе нового времени, начал творческий путь как собиратель народной шотландской поэзии ("Песни шотландской границы", 1802), написал ряд романтических поэм на средневековые сюжеты. Его исторические романы запечатлели картины шотландской жизни 16-18 вв. ("Уэверли", 1814, и др.). Большую роль в развитии литературы Великобритании сыграли в эпоху романтизма журналы "Эдинбург ревью" ("Edinburgh Review", 1802-29) и "Блэквудс мэгэзин" ("Blackwood?s Magazine"). Среди поэтов-романтиков заслуживает упоминания Джон Вильсон (1785-1854), чей "Чумной город" (1816) был использован А. С. Пушкиным в "Пире во время чумы". Мировую известность приобрёл представитель позднего романтизма, создатель авантюрных и исторических романов Р. Л. Стивенсон (1850-94). Натуралистическая проза писателей т. н. огородной школы (Дж. Макдональд, 1824- 1905; Дж. Уотсон, 1850-1907, и др.) свидетельствовала о повороте литературы к современным темам. Дж. Браун (1869-1902) в романе "Дом с зелёными ставнями" (1901) обличал стяжательство и корысть.
В 1-й половине 20 в. возник социальный роман. Д. Аллан ("Марш голодных", 1934), А. Макартур (1901-47, "Неплохой город", 1935), Дж. Блейк (1893-1961, "Кораблестроители", 1935), обратившись к индустриальной тематике, отразили Ш. в период мирового экономического кризиса, показали классовую борьбу в Ш. Л. Грэссик Гиббон (1901-35) создал эпическую трилогию "Шотландская тетрадь" (1932-34), изобразив судьбы шотландских фермеров на фоне исторических событий начала 20 в. В 1920-е гг. начинается т. н. шотландское Возрождение - расцвет новейшей шотландской поэзии на родном языке, происшедший под влиянием творчества выдающегося поэта Хью Макдиармида (наст. фам.- К. М. Грив, р. 1892), автора двух "Гимнов Ленину" (1931, 1935), создателя школы современной? шотландской поэзии. Э. Мюир (1887-1959, "Собрание стихотворений", 1960), Дж. Брюс (р. 1909, сб. "Морские беседы", 1944), Р. Тодд (р. 1914, "Венок зимнему солнцестоянию", 1962), У. Сутар (1898-1943, "Избранные стихи", 1948), Э. Юнг (1885-1971), С. Г. Смит (р. 1915, "Орфей и Эвридика", 1955), А. Скотт (р. 1920, "Избранные стихи 1943-74", 1975), А. Мак-Ки (р. 1925, "Клитак", 1972) следовали поэтике У. Одена и английской поэзии 30-х гг., но в их творчестве прослеживаются и? шотландские литературные традиции. Из современных прозаиков наиболее значительны Р. Дженкинс (р. 1912, романы "Военные гости", 1956, "Оборотень", 1958), Дж. М. Браун (р. 1921, "Календарь любви", 1967, и др.), И. К. Смит (р. 1928, "Подумайте о лилиях", 1968, "Потерянное лето", 1969), Мюриел Спарк (р. 1918, "Расцвет мисс Джин Броди", 1961, и др.). Драма получила сравнительно малое развитие. По-английски писали Джеймс Барри (1860-1937, "Восхитительный Крейтон", постановка 1902, "Питер Пэн", 1904, "Что каждая женщина знает", 1918), Джеймс Брайди (наст. фам. - Г. О. Мейвор, 1881-1951, "Солнечная соната", 1930, "Товий и его ангел", 1931, "Доктор Ангелус", 1950, и др.). Социальные мотивы особенно значительны в пьесах Джо Корри (1894-1968, "Время борьбы", 1929), У. Д. Хома (р. 1912), Юэна Мак-Кола и др.
? А. А. Аникст.
Архитектура и изобразительное искусство. К эпохе родового строя относятся остатки пастушеских поселений с каменными хижинами, каменные валы и цилиндрической башни ("брохи"). С искусством Ирландии тесно связаны раннехристианские шотландские церкви, а также каменные кресты, украшенные изображениями языческого и христианского характера, сочетающимися со сложным геометрическим и растительным орнаментом.
С 12 в. в Ш. возводились романские, с 13 в.- готические постройки, обычно отмеченные строгой простотой образов (наряду с нервюрными в шотландской готике широко применялись и цилиндрические своды), в том числе многочисленные замки (тип? шотландского замка - вздымающаяся прямо от земли, обычно 4-гранная башня-донжон). В 15-16 вв. замки превращались в "дворцы с башней" т. н. баронского стиля, постепенно впитавшего отдельные черты французского Возрождения. В 17-18 вв. лучшие архитекторы-шотландцы (Дж. Ванбру, Дж. Гиббс, У. Чеймберс, братья Адам) мало строили на родине, предпочитая быстро растущие промышленные центры Англии; однако шотландский классицизм породил не только многие интересные постройки, но и примечательные образцы градостроительства (реконструкция Эдинбурга по проекту Дж. Крэга, 2-я половина 18 в.). С эпохой романтизма (когда в шотландском зодчестве широко распространилась ложная готика) связан расцвет национального изобразительного искусства (в живописи - портреты Э. Геддеса, Г. Рёберна, пейзажи А. и П. Несмитов, Дж. Томсона, жанровые композиции Д. Уилки).
Национально-романтические веяния нашли продолжение в деятельности Б. Скотта и других мастеров, создавших в конце 19 - начале 20 вв. новые типы коттеджа и оформления жилого интерьера. Одним из крупнейших архитекторов "модерна" явился шотландец Ч. Р. Макинтош. В 20 в. шотландская архитектура развивается в общем русле современного английского зодчества (возведение городов-спутников в 1950-60-е гг. и т.д.); в массовой жилой застройке преобладают невысокие многоквартирные дома, несколько суровые по силуэту, но соединённые в живописные комплексы.
В шотландском изобразительном искусстве 20 в. выделяются близкие импрессионизму произведения живописцев У. Макгрегора (и других мастеров "школы Глазго"), У. Мак-Таггарта, экспрессионистические полотна "шотландских колористов" С. Пепло, Л. Хантера, Дж. Максуэлла. В 1950-70-е гг. традиционные для современного шотландского искусства связи с французскими художественными течениями ослабевают (что показывают произведения Дж. Эрдли, Р. Филипсона и др.).
Для народного искусства Ш. характерны текстильные изделия (шерстяные ткани - твид, шевиот и клетчатая ткань тартан), резьба по дереву, плетёные изделия.
Лит.: Hardie W., Scottish painting 1837-1939, L., 1976.
Музыка. Истоки музыкального искусства Ш. восходят к народной песенно-танцевальной культуре племён, населявших страну (кельтов, скоттов, скандинавов и др.). Музыка издавна занимала важное место в быту рыбаков, пастухов, землепашцев, а также сукновалов и других ремесленников, слагавших трудовые, любовные, шуточные и другие песни. Странствующие кельтские народные певцы-сказители барды (с древнейших времён до 19 в.), позднее менестрели и лютнисты были носителями и хранителями самобытного национального эпоса; они слагали и исполняли эпические, героические песни, саги и баллады, а также любовные и другие песни. Для шотландской песенности характерны пентатоника и натуральные лады. В мелодиях часто встречаются скачки на большие интервалы; их метроритмические особенности (т. н. ломбардский ритм, скоч снэп) связаны со спецификой народных танцев рил, стретспей, флинг (см. Экосез). Пение и танцы сопровождались игрой на арфе (с 12 в.), волынке (с 15 в. основной национальный инструмент Ш.; существуют военные оркестры из волынщиков), Фиделе, позднее виоле, скрипке. Профессиональная церковная и светская придворная музыка развивалась с 12 в. В 13 в. возникли певческие школы, в которых изучали григорианский хорал, а также игру на органе и других инструментах. Первые органы установлены в церквах в 1440-х гг. В 15 в. выдвинулись органисты и композиторы Дж. Мэлисон, Дж. Фети, Дж. Блэк, П. Дейвидсон, А. Мелвилл, Л. де Франс. С середины 15 в., когда столицей Ш. стал Эдинбург, здесь была создана королевская капелла, при дворе работали многие иностранные музыканты. Сохранившиеся рукописные музыкальные сборники 16 в. содержат церковные (мессы, мотеты, энсземы, псалмы и др.) и светские (танцы, попурри) вокальные и инструментальные произведения Среди композиторов Ш. 1-й половины 16 в. - Р. Карвер, Р. Джонсон, Д. Пиблс, Р. Дуглас, А. Блэкуэлл. Распространение идей Реформации и утверждение пресвитерианства затормозило развитие музыки в Ш. Подъём музыкального искусства начался в 17 в. О высоком развитии шотландской музыки при Стюартах (с 1603) свидетельствует ряд рукописей (в т. ч. т. н. Скинская рукопись, 1615-35), содержащих записи мелодий песен, танцев, арий и инструментальных сочинений в лютневой табулатуре. Национальные шотландские мелодии использовали в своих сочинениях Г. Пёрселл, Г. Плейфорд (сочинения для вёрджинела) и другие английские композиторы, позднее - Ф. Мендельсон ("Шотландская симфония"), М. Брух ("Шотландская фантазия" для скрипки с оркестром) и др. В 18 в. создавались профессиональные музыкальные общества, хоровые, оркестровые и оперные объединения и ассоциации. Возрос интерес к народной шотландской музыке в Ш. и Англии. Были опубликованы многочисленные фольклорные музыкальные сборники, в том числе "Каледонскнй Орфей" (1726), "Шотландский музыкальный музей" (1787-1803). На основе? шотландских народных песен написана 1-я шотландская балладная опера А. Рамзея "Благородный пастух" (1725), послужившая образцом для других шотландских и английских произведений этого жанра, а также оказавшая влияние на немецкий зингшпиль.В 18-19 вв. высокого профессионального уровня в Ш. достигло исполнительское искусство. Развивалось музыкальное образование - в 1838 при Эдинбургском университете создана кафедра музыки, в 1890 основана Королевская? шотландская академия музыки. Во 2-й половине 19 в. выдвинулись композиторы Т. Эрскин, Дж. Фергус, В. Макгиббон, Д. Доу, Н. Хоу. В 1929 организована Шотландская национальная академия музыки в Эдинбурге. Основатель современной композиторской школы - А. Макензи (конец 19 - 1-я треть 20 вв.; автор 5 опер, ораторий, кантат, фантазий, фортепьянного концерта и других сочинений); в числе его последователей - Х. Мак-Кунн, Ч. Макферсон, У. Уоллес, Ф. Дж. Скотт, Л. Драйсдейл. Среди современных композиторов - С. Дейви, Р. Кроуфорд, Т. Масгрейв. В Ш. работали немецкие и английские дирижёры Х. Г. фон Бюлов, Ч. Халле, Дж. Барбиролли; музыковеды Дж. Томсон, Р. Бишоп, Ф. Нике, Д. Тови. С 1947 проводится ежегодный международный фестиваль музыкального, драматического и балетного искусства в Эдинбурге, где имеется консерватория, симфонический оркестр, хоры. Музыкальным центром является также Глазго.
? И. В. Розанов.
Драматический театр. Драматические театры в Ш. появились в середине 18 в. Первый патент на "концертный зал" в Эдинбурге был выдан в 1767. К середине 18 в. были сооружены три театральных здания в Глазго, но их сожгли религиозные фанатики. В 1769 актёр и антрепренёр Д. Росс создал в Эдинбурге театр "Ройял", где ставил пьесы английских авторов; здесь играли преимущественно английские актёры. В 1883 открылся театр "Лицеум". Вначале в театре играли лучшие английские труппы (Г. Ирвинга и др.), выступления которых оказывали значительное влияние на формирование национального театрального искусства (в 1964 "Лицеум" был приобретён Эдинбургской корпорацией и с 1965 стал репертуарным театром, худ. рук. К. Перри). В 1782-1863 в Глазго работал "Данлоп стрит тиэтр", в 1805-29-"Куин стрит тиэтр", в 1842-48 - театр "Адельфи", в 1845 - "Сити тиэтр", затем "Куинс тиэтр" и "Принс тиэтр". В 1909 создан "Репертуарный театр Глазго" во главе с режиссёром А. Уэрингом. Театр просуществовал всего пять сезонов, но сыграл заметную роль в формировании национального театрального искусства. Наряду с пьесами английских и иностранных авторов было поставлено несколько произведений шотландских драматургов, в том числе с наибольшим успехом "Кэмпбелл из Килмори" Дж. Фергюсона. 1-я мировая война 1914-18 прервала деятельность этого театра. Оставшиеся материальные средства были потрачены на организацию в 1921 труппы "Шотландские национальные актёры", для поощрения? шотландских драматургов. Когда из-за финансовых трудностей в начале 30-х гг. труппа прекратила существование, её деятельность продолжил "Кёртн тиэтр" в Глазго (1933-40). В 1939 был успешно проведён первый шотландский театральный фестиваль. С этого времени "Скотиш комьюнити драма ассошиэйшен" устраивает фестивали ежегодно (принимают участие все профессиональные и любительские коллективы Ш.). В 1943 в Глазго был основан репертуарный Гражданский театр ("Глазго ситизенс тиэтр"). В 70-е гг. интересные постановки осуществляют экспериментальные театры "Траверс тиэтр клаб" (Эдинбург) и "Клоуз студиа тиэтр" (Глазго). Репертуарные театры работают в Перте, Данди, Питлохри, Сент-Андрусе. Театры получают субсидии от Шотландского совета искусств и от городских советов искусств. С 1947 проходят ежегодные Эдинбургские международные фестивали музыки и драмы.
? М. Крымко.
? Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 249¾59, 272¾76, 322, 333¾35, 339¾40, 362, 419, 430, 464, 467¾70, 473; т. 4, с. 141¾42; т. 8, с. 522¾28; т. 21, с. 130, 133-34; т. 23; т. 25, ч. 1-2; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 113¾14; т. 41, с. 63¾65, 200¾01; Скотт В., История Шотландии, пер. с англ., ч. 1-3, СПБ, 1831; Gallacher W., Revolt on the Clyde, L., [1949]; The Edinburgh history of Scotland, v. 2-4, Edin.- L., 1965-74; A new history of Scotland, v. 1-2, L. [a. o.], 1962; Donaldson G., Scotland, the shaping of a nation, Newton Abbot, 1974; История английской литературы, т. 1, в. 1, М.- Л., 1943; Mi1lar J. H., A literary history of Scotland, L., 1903; Reid J. М., Modern Scottish literature, Edinburgh - L., 1945; Wittig K., The Scottish tradition in literature, Edinburgh - L., 1958; Craig D., Scottish literature and the Scottish people, L., 1961; Speirs J., The Scots literary tradition, L., 1962; Henderson Th. F., Scottish vernacular literature; 3 ed., Detroit, 1969; Lindsay М., History of Scottish literature, L., 1977; Finlay J., Scottish art, L., [1946]; его же, Scottish crafts, L., 1948; Elsom J., Theatre outside London, L., 1971; Farmer H. G., A history of music in Scotland, L., [1947]; Rubsamen W. H., Scottish and English music of the Renaissance in a newly discovered manuscript, в кн.: Festschrift H. Besseler zum sechzigsten Geburtstag, Lpz., 1961, p. 259-84; The Scots musical museum originally published by James Johnson, v. 1-2, Hatboro, 1962; Hancock Р. D., A bibliography of works relating to Scotland, 1916-1950, pt. 1-2, Edinburg, 1959-60; Reader?s guide to Scotland. A bibliography, L., 1968.