Шпет Густав Густавович
Шпет Густав Густавович [26.3(7.4). 1879, Киев, - 23.3.1940, Томская обл.], русский философ-идеалист, последователь феноменологии Э. Гуссерля. Окончил историко-филологический факультет Киевского университета (1905). С 1907 в Москве, приват-доцент (с 1910) и профессор (1918-23) Московского университета; в 1923-29 вице-президент Российской академии художественных наук (затем ГАХН). В концепции Ш. универсальное понимание ("уразумение") означает отыскание "первых начал" и "принципов" бытия, которые Ш. называл "смыслами", "эйдосами", "идеями". Действительность не просто "дана" в опыте, она, согласно Ш., "загадана", и обнаружение её смысла достигается через раскрытие интуитивных актов человеческого разума. Интуицию Ш. трактовал в духе рационализма Р. Декарта, Б. Спинозы и Г. Лейбница: интуитивное "узрение сущности" полностью выразимо и сообщаемо средствами дискурсивных, логических определений, хотя разум изначально усматривает сущность ("смысл") так же непосредственно, как непосредственно воспринимаются чувственно-данные вещи. Опосредствование есть момент производный, это - описание, доказательство, интерпретация. В сочинении "Внутренняя форма слова" (1927) философия языка предстаёт как основа философии культуры, предвосхищены многие идеи позднейшей философии -"герменевтики" (учения об истолковании). В 30-х гг. переводил и комментировал произведения мировой, главным образом английской, литературы (Дж. Байрона, Ч. Диккенса и др.). Перевёл "Феноменологию духа" Г. Гегеля (опубл. 1959).
Соч.: Явление и смысл, М., 1914; Философское наследство П. Д. Юркевича, М., 1915; История как проблема логики, ч. 1, М., 1916; Сознание и его собственник, М., 1916; Философское мировоззрение Герцена, П., 1921; Очерк развития русской философии, ч. 1, П., 1922; Антропологизм Лаврова в свете истории философии, П., 1922; Эстетические фрагменты, в, 1-3, П., 1922- 1923; Введение в этническую психологию, в. 1, М., 1927.
? А. А. Митюшин.