Щит проходческий
Щит проходческий, подвижная сборная металлическая конструкция, обеспечивающая безопасное проведение горной выработки и сооружение в ней постоянной крепи (обделки). Впервые Щ. п. был применен в Великобритании М. И. Брюнелем при сооружении тоннеля под р. Темза (1825). В СССР Щ. п. применяют с 1932; с их помощью сооружено большинство тоннелей метрополитенов в Москве, Ленинграде, Киеве и других городах. Щ. п. применяется при сооружении тоннелей различного назначения, при разработке месторождений полезных ископаемых подземным способом.
Немеханизированные Щ. п. классифицируют по форме поперечного сечения (круговое, эллиптические, подковообразное и прямоугольное); по размерам сечения (большое - 8,5-9,75 м, среднее - 5,7-6,7 м и малое - 2,6-3,6 м); по способу ограждения забоя (без лобовой диафрагмы, с рассекающими перегородками, с лобовой диафрагмой, с герметизированным ограждением). В Щ. п. (рис.) ножевое кольцо предохраняет от вывала породы из массива и служит для частичного срезания мягких и сыпучих пород; в опорном кольце размещают щитовые и забойные домкраты, трубы и пускорегулирующую аппаратуру; консольная часть оболочки ограждает место монтажных работ. Перегородки - горизонтальные и вертикальные - делят Щ. п. на рабочие ячейки, необходимые для безопасного ведения проходческих работ по всему забою. Щ. п. перемещается при помощи щитовых домкратов, которые упираются в торец обделки. Забойные домкраты служат для крепления забоя, а платформенные - для выдвижения платформ.
В мировой практике широко применяют механизированные Щ. п., которые различают: по области применения (для неустойчивых, слабоустойчивых и устойчивых пород различной крепости); способу разрушения пород (строгание, фрезерование, бурение, скалывание); типу рабочего органа (роторный, качающийся, планетарный, комбинированный). Основные размеры Щ. п. зависят от диаметра обделки, геологических условий проходки и типа механизированного оборудования. На скорость проходки влияют размеры сечения и тип Щ. п. и при благоприятных условиях она достигает нескольких сотен м/мес (проходка тоннелей на строительстве Ленинградского метрополитена - до 600 м/мес). Конструкции Щ. п. совершенствуют путём создания унифицированных режущих инструментов и погрузочных ковшей, разработки взаимозаменяемых инструментов.
Лит.: Тоннели и метрополитены, 2 изд., М., 1975; Малевич Н. А., Горнопроходческие машины и комплексы, М., 1971.
? В. П. Волков.