Баян (муз. инструмент)
Баян (муз. инструмент)
Баян (по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна, или Бояна), язычковый пневматический инструмент, ручная кнопочная гармонь с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре (диапазон си-бемоль большой октавы - до-диез четвёртой), басами и готовым аккордовым аккомпанементом на левой (см. Гармонь). Басы - в диапазоне одной октавы, но каждая нота звучит одновременно в пяти (четырёх) октавах. Готовые аккорды - мажорные и минорные трезвучия и их обращения, септаккорды (иногда и уменьшенные септаккорды) - имеются во всех тональностях. Предшественники Б. - четырехрядная петербургская гармоника и трехрядная "венская". Название Б. впервые было дано четырехрядной усовершенствованной хроматической гармонике её конструктором П. Е. Стерлиговым и гармонистом Я. Ф. Орланским в 1907 (Петербург). С начала 20 в. в России стали известны также системы В. П. Хегстрема, Н. З. Синицкого, "московская", или "заграничная" (она же "венская", изобретена немецким мастером Г. Мирвальдом в 1891). В 20-х гг. к промышленному производству Б. в СССР была принята московская система. В международной практике применяются системы: венская (трехрядная), бельгийская (аналогичная венской, но пятирядная), итальянская и французская (пятирядные). Наиболее распространены бельгийская и итальянская. Пяти- (шести-) рядная клавиатура, дублирующая основные ряды в той же последовательности, а также использование пятипальцевой аппликатуры, значительно облегчают игру на Б. Ещё большими исполнительскими возможностями обладает т. н. готово-выборный, многотембровый Б. Его отличают введение регистров-переключателей и дополнительной клавиатуры для левой руки с тем же расположением звуков, что и на правой (диапазон ми контроктавы - до-диез третьей октавы - постоянной, фа-диез второй - фа большой октавы - с переключением). Б. является не только народным, но и сольным концертным оркестровым инструментом. Для Б. издаётся обширная литература в СССР и за рубежом, где он известен под названием кнопочного (или хроматического) аккордеона.
? А. М. Мирек.