Большая советская энциклопедия

Эйдос



Эйдос (греч. éidos - вид, образ), термин античной философии и литературы, первоначально обозначавший "видимое" или "то, что видно", но постепенно получивший более глубокий смысл - "конкретная явленность", "телесная или пластическая данность в мышлении". Уже у Гомера термин обозначал "наружность" и преимущественно "прекрасную наружность". В античной натурфилософии Э. понимался почти исключительно как "образ" (Эмпедокл, Демокрит). Однако уже у Парменида Э. выступал как сущность, правда, так или иначе видимая. У Платона имеются различные значения Э. - "внешнее" и "внутреннее" и т.д., вплоть до значения субстанциальной идеи, которое для него особенно характерно. У Аристотеля Э. употреблялся также и в значении "формы". В стоицизме и неоплатонизме Э. имеет разнообразные значения (начиная с "наружности тела" и кончая самостоятельной субстанциальной идеей).

В феноменологии Э. Гуссерля этот термин, отчасти в латинском переводе species, означает наивысшую мыслит. абстракцию, которая тем не менее дана конкретно, наглядно и вполне самостоятельно.

Лит.: Лосев А. Ф., Очерки античного символизма и мифологии, М., 1930, с. 135- 281; его же, История античной эстетики, [т. 3] - Высокая классика. М., 1974, с. 318- 361; Ritter С., Neue Untersuchungen über Platon, Münch., 1910, S. 228-336; Hartmann N., Zur Lehre vom Eidos bei Platon und Aristoteles, B., 1941.

? А. Ф. Лосев.

Смотрите также: